Вернуться к началу

1998 год. На Иссык-Куль через перевал Кара-Кастек.

г. Алматы - пер.Кара-Кастек - г.Рыбачье - г. Чолпон-Ата - пос. Бостери
(август 1998 года)

Автор:Тимур Джуркашев (Timur_J).

Рассказ посвящается памяти мастера спорта Дмитрия Леонова, нелепо и трагически погибшего в декабре 2001 года. Падение через руль во дворе своего дома, перелом шейных позвонков, паралич, катетеры, сепсис... Причиной падения был порвавшийся тросик переднего тормоза - Димка его всё хотел поменять, да недосуг. И шлем он не надевал почти никогда - шоссейники тогда их не носили вовсе.
Идея

В красной майке - Стреля

Ещё в 80-х годах знакомые встречали на леднике Аксу велотуристов-экстремалов. Мы же тем временем катались на Старт-шоссе по городу и о горах не особо мечтали. Но вот появились в Алматы маунтинбайки, и мы полезли покорять горы, заехали на Большое алматинское озеро, Чимбулак, Туюксу и Кок-Джайляу. Маунтинбайки оказались поразительно надёжными после ХВЗ: и в гору ехать можно легко, и на спуске тоже отлично, и камни не страшны с такими то колёсами. Потихоньку маунтинбайкеры стали кучковаться, благо было нас немного - все перезнакомились довольно быстро, стали устраивать совместные выезды в горы. Среди остальных заметно выделялись бывшие велогонщики - так лихо ездить по горам тогда мало кто умел и нам повезло, что было у кого учиться.

И тут ещё выпал случай познакомиться с двумя молодыми голландцами, которые на байках путешествовали по свету: за полтора года проехали из Европы до Непала, потом через Индию и Пакистан по Каракорумскому шоссе в Китай и далее в Казахстан. Побывали в 22-х странах и не прочь бы продолжить путь в Россию на Байкал, но российскую визу не дали - вернулись они в Европу, оставив мне на память диковинную штуку, велокомпьютер КэтАй. Вот ездят же люди, пора бы и нам тоже.

Сборы

У киоска на кольце

На следующий год весной (это был 1998 год), будучи в командировке в Будапеште, вместе с кой-какими запчастями и велоформой в веломагазине прикупил велобагажник и велосумки-штаны. Потом в Алматы купил спальник пуховый и горелку газовую (сегодня это магазин "Лимпопо", а тогда был частный домик с огородом на Геологострое). Оставалось выбрать маршрут и найти попутчика. Маршрут подсказал друг-геолог, с которым по горам ходили вместе. Их геологическая партия несколько сезонов проработала в западной части Заилийского Алатау и перевал Кара-Кастек он знал как свои пять пальцев. Отыскали карту, прикинули маршрут: по верхней трассе до пос.Кара-Кастек, потом через невысокие горы перевалить к Быстровке и там по трассе через Боомское ущелье до Рыбачьего и далее в пос.Бостери, где к тому времени должны были отдыхать знакомые. Попутчиком согласился стать Дима Леонов - бывший велогонщик и триатлонист. Оставалось ему найти багажник и сшить велосумку. У друзей нашлась палатка небольшая и для Димки спальник. Багажник дал Вова-доктор, из мешка авизента скроили сумку по типу моей и сшили за полдня с тем же Андреем-геологом за бутылкой вина - получилось не шибко ровно, но зато крепко. Взял отпуск на работе, закупили продуктов на базаре и договорились встретиться с Димкой на кольце Джандосова-Саина.

День первый

Утром ехал по городу, некоторое время привыкал к тому, что сзади на байке багажник и груз. На кольцо приехали почти одновременно и сразу двинулись по верхней трассе.

Автомашин в будний день было мало и с утра по холодку поехали бодро на запад. У велогонщиков там проводились велогонки часто, Димка сказал про какие-то горки, но я не сразу понял, что он имел ввиду - еду, верчу головой по сторонам, радуюсь дороге. Через посёлок Каргыулды дорога идёт с хорошим уклоном вниз, мы проносимся быстро и тут начинаются те самые горки - то вверх, то вниз.

Впереди г.Узун-Агач

С грузом вниз очень быстро набираешь скорость, а в горку ещё быстрее её теряешь. Ну ничего, едем дальше в хорошем темпе. В тех краях я не был и всё так интересно - вот уже 65 км (55 по столбам) и Узун-Агач проезжаем.

Миновали г.Узун-Агач

Начинает припекать солнце, приходится прикупать в посёлках воду бутылками.

Столбы кончаются...

Один раз съехали с дороги у речке и залезли прямо в одежде в воду.

Водяное охлаждение иногда эффективнее

Удивляемся тому, что в посёлках вода привозная, а колонки не работают. Ослики тут основной транспорт.

Проехали пос. Кастек, трасса внизу

А пос. Кара-Кастек ближе к горам

Наконец доезжаем до поворота на пос.Кара-Кастек - дорога свернула к горам. В посёлке последний раз прикупаем воды и через поля едем к уже близким холмам. КэтАй показывает 90 км.

Перед горами грунтовка идёт по полям

Проезжаем узкий въезд в ущелье и едем вдоль речки вверх.

Въезд в ущелье

Дорога петляет, хочется поскорее заглянуть за поворот. Я тороплюсь, уезжаю всё время вперёд, но решили таки остановиться на обед и отдохнуть в тени, пока есть ещё деревья у речки. Варим супчик, потом греем чай и валимся спать в теньке у воды. Спим часок, больше - жара спала, можно двигать дальше.

По ущелью идёт ЛЭП - по описанию Андрея, нам надо следовать за ней. Вот она ушла на гребень слева, но ещё видна. Повыше ущелье становится просторной долиной, ветер колышет ковыль, пасутся тучные стада коров.

У нас рога, мы одной крови

Попадаются ручейки, мы их бодро форсируем.

Едем через очередной ручеёк

Встречаем чабанов - они указывают на дорогу, которая пересекает реку. На броде Димка необдуманно решает не спешиваться и тут же ныряет в реку с головой. Солнце скоро зайдёт за горы, мы ставим палатку.

Наш лагерь

Т.е я ставлю, а Димку бьёт озноб и руки скрючило - оказывается он их как-то отморозил давно. Даю ему глотнуть коньяку. Залазим в палатку, Димка греется в спальнике, пока я ставлю чай. Его сумки не промокли, вещи внутри сухие, сшиты на совесть таки. Согревшись, откидываем полог палатки, смотрим на звёздное небо - лепота какая.

День второй

Рано утром на траве иней, мы завтракаем и собираемся. Чабаны рядом гонят стало коров, просят сфотографировать, желают нам хорошего пути.

Местные чабаны

Едем по заросшей травой старой дороге, азартно преодолевая ручьи и каменистые участки.

Старая дорога ведёт на перевал

Вот уже гребень близко и последние двести метров едем по ручью - дорога залита водой, которая сочится из склона под перевалом.

Дорога-ручей

И вот мы на перевале - от входа в ущелье всего 25 км. Перед нами открывается Чуйская долина - вид сверху, как с самолёта!

Вид с первала на Чуйскую долину

ЛЭП спускается по гребню в долину, вдоль неё идёт старая, заброшенная дорога. Мы начинаем спуск - теперь нам предстоит научиться ездить с грузом вниз. Местами дорога заросла травой, но в-основном весьма приличная, можно ехать побыстрее.

Местами травы много

Ехать вниз все равно легче

По гребню идёт ЛЭП

Гребень кончается у кукурузных колхозных полей - где-то 15 км с перевала. Местные пацаны машут рукой в сторону р.Чу на вопрос, где мост. Едем туда через посёлок, потом вдоль берега р.Чу вверх по течению. Мост просто огромный, как стадион. Сворачиваем на трассу и пилим по обочине, т.к дорога залита гудроном. Тут на моём байке начинаем спускать заднее колесо - дотягиваем до стоянки, где родник и там меняю камеру. Местные пацаны назойливы и всё время хватают то одно, то другое - эх, не надо было здесь останавливаться (сейчас автобусы едут по правому берегу р.Чу, миную тот родник через тот самый мост - и дорога по правому берегу более пологая). Быстро покидаем это людное и шумное место.

Въезд в Боомское ущелье совсем рядом, мы ползем вверх по дороге. Набираем воды в роднике у скалы. Далее весь день пилим по трассе, ветер нас немного мучает - дует то в лицо, то сбоку. По-моему выше Красного моста на слиянии рек наблюдаем интересную картину - голубая вода Чу смешивается с красной из бокового притока.

Голубая и красная вода

Где-то перед г.Рыбачьим решаем спуститься к Чу, чтобы пообедать. Протаскиваем байки через камыши в которых полно комаров и вылазим на берег. Течение в реке настолько быстрое, что из-под ног вымывает гальку - купаться не стоит. На солнце латанная наспех камера спускает - слезла заплатка от жары.

Обед у реки Чу

Перед въездом в г.Балыкчи-Рыбачье

Ущелье дальше расширяется, скоро уже будем на озере - дует сильный встречный ветер. Преодолев с ходу всем памятный шлагбаум на въезде в курортную зону, проезжаем г.Рыбачье, по пути заскочив к памятнику Семёнову-Тянь-Шаньскому.

На поклон к великому путешественнику

Вечереет, надо искать место под ночлег. На карте берег озера обозначен "болото", странно как - вон заросли какие, вроде и нет болота. Сворачиваем по грунтовке, потом дорога кончается и через тугаи пролазим так: заходишь вперёд, поворачиваешься к байку и тащишь его за руль, пятясь спиной через кусты в полуприседе. А вот и болото - чёрная пахучая жижа. Но рядом слышен гул прибоя и мы лезем через это месиво с байками.

На берегу встречаем рыбаков на лодке с сетями - они весьма удивлены. Не советуют становиться тут на ночлег - заедят комары. Машут рукой на восток - вон огонёк, там лучше. Я прикидываю - на вид км 2-3 вдоль берега. Что ж - тащим байки в ту сторону прям по берегу. Скоро песок переходит в камыши - в сумерках вроде вины следы на дне болота. Из последних сил форсируем болото, распугивая лягушек и цапель. Иногда проплывают змеи какие-то, но нам уже всё равно - огонёк всё ближе.

Выходим к домику рыбаков, те сидят у костра - опять видим удивлённые лица, но нам рады. Предлагают у них переночевать, прямо в шалаше. Кормят рыбой, поят чаем - мы спасены. К тому же один парень оказывается бывшим велогонщиком - они с Димкой вспоминают знакомых ребят и тренеров, обсуждают какие-то завалы, сборы… В том году случилась авария с грузовиком на Борскооне, в реку попал цианид какой-то и туристов было совсем мало. Я сижу у костра, не верю, что добрался на байке на озеро. Под разговоры у костра приканчиваем наш НЗ - французский коньяк. Смотрим на такие знакомые и близкие звёзды и лезем в шалаш спать. Думаю, что км 80, даже больше проехали.

День третий

Рано утром завтракаем с ребятами, сердечно благодарим их на приют, прощаемся. От шалаша к дороге идёт тропка посуше вчерашней. Наши байки недовольно скрипят после вчерашних ванн болотных. Находим лужу почище и смываем грязь, моем цепи, смазываем их маслом.

Прощаемся с рыбаками

Решили ехать без остановок, рассовываем по карманам маек конфеты и печенье. Димка учит меня ехать у него на колесе, потом меняемся. Я приноравливаюсь, получается вроде - гоним хорошо, под 30 км/ч с грузом. Ветерок дует с озера, приходится пристраиваться немного сбоку. Напарник мой посильнее, он больше времени работает впереди. Забавно, что на майке сзади у него пристроились какие-то мушки - посидят, потом взлетят и возвращаются - нахальные "зайцы".Час-другой и темп падает - уже 26 км/ч, постоянно приходится менять положение рук на руле. Проезжаем мимо строящейся дороги на пер.Кок-Айрык - когда-нибудь мы там проедем тоже (Димка проехал его одним из первых в 2000-м году, мы с Юшковым проехали следом).

Дорога на перевал Кок-Айрык

На въезде в Чолпон-Ату я снова прокалываюсь. Решаем подкачать и доехать до Бостырей, но дырка видно немаленькая и за городом приходится латать камеру всё равно.

С новыми силами вкручиваем и в полдень уже на пляже д-о Строитель (сейчас это "ЦТ Алматы", где встречаем наших знакомых. Ставим байки у них в коттедже, снимаем наконец велосумки. Пробег вышел немногим больше 300 км.

Пляж нынешнего ЦТ "Алматы"

Назад в Алматы вернулись на автобусе - тогда уже ходили автобусы импортные с большими багажными отсеками.

Алматы, 2004г.

Используются технологии uCoz