Состав группы: 1) Ерлан - Gaint; 2) Jerry - Алёна - Merida Matts Sport 300 D; 3) Joe Hollenbeck- Антон - Merida Matts Speed D; 4) _Warning_ - Михаил - Gaint (на первой фотографии слева-направо).
Время поездки: 09.08.2003 05.00 - 10.08.2003 21.00
МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!! - так радостно стучала кровь в голове, когда мы заезжали на Кок-Айрык! Для меня поездка оказалась нелегкой. Узнала много нового. Про горы и про себя.
Во-первых, узнала много новых мест.
Во-вторых, "романтический" спуск с Озерного по левой стороне по каменистой тропе. В это время ко мне пришло понимание, что я совершенно не умею управлять велосипедом. Ерлан в этом месте чуть не убился. Но потом все мы были вознаграждены полетами по мягким холмам под боковым ветром.
В-третьих, переправы через реки. Они оказались для меня сильнейшим испытанием. Такой ледяной реки как Озерная я раньше не встречала! Даже дикие крики не помогают унять ТАКУЮ БОЛЬ! Стыдно признаться, но в тот момент пришла мысль: "а реально ли я оценила свои силы?"
Перевал Озерный |
С каким ужасом пришлось бороться, чтобы собраться с силами перейти Чон-Кемин, после воспоминания об Озерной. Тем более, что Чон-Кемин шире и глубже… Когда все уже было готово для брода (переоделись, переобулись), уже байк висел на плече (самый легкий из участвовавших в поездке), уже близился момент первого шага… мне хотелось закричать от ужаса, что я не смогу, давайте ночевать на этой стороне, а переходить с утра! Но все оказалось менее страшно. Вода была потеплее Озерной. Мишка тащил меня за раму велосипеда. И все показалось полной фигней - никакой угрозы для жизни или здоровья, когда на мои слова "ты торопишься" Мишка сказал "нужно быстрее - ногам холодно". И не стало страшно оттого, что споткнешься, свалишься, уронишь байк, унесет тебя или его по реке со всякими плачевными последствиями. Надо идти, идти, не замедляя шага, просто потому что ногам холодно, и всего-то. .. Оставшиеся броды уже не представляли таких трудностей.
Долина р.Чон-Кемин |
Вспоминается момент, когда, дойдя до Чон-Кемина еще в 15.00, тем самым, выполнив план на сегодня, мы наивно думали: "а теперь, будем передвигаться не торопясь, до конца дня - может до вагончиков доедем". К 19.00 доехали только до моста (заняла время переправа, много оказалось камней на тропе, много ям сурки нарыли).
После траверса Чон-Кемина |
Вся дорога полностью соответствовала описаниям очевидцев. Но только не расстояние от моста до вагончиков! Оно оказалось удивительно большим.
Устраиваясь на ночлег, долго ломали голову - кто эти байкеры на той стороне? Кажется, у них рюкзаки небольшие, может быть у них нет палатки, спальников? Ужас! Я пыталась знаками объяснить, где мы переправились. Интересно, кто, что из этого понял? Утром палаток нигде не видели, дальше не видели и следов. Поэтому решили, что двое уехали назад рано утром.
2 день - готовы к отправке |
На второй день примерно через час после выезда сильно разболелась голова. Под воспоминания о спасении Костиком (Girocat) Яна (Карлсон) от головной боли, на подходе к перевалу, была выпита таблетка цитрамона, которая подействовала (если это была она) только через несколько часов, уже выше вагончиков.
В таком состоянии мост через Чон |
Подъем на перевал был очень Тяжелым. Помня стенания Карлсона про неизвестное количество некончающихся серпантинов (когда он преодолевал этот путь до нас ветренно-дождливо-снежной ночью), начинаю их методично считать с первого попавшегося. Дойдя до третьего поворота, пытаюсь отогнать мучающие мысли: "не может часть серпантина уходить так далеко вперед и проглядываться на дальних склонах" и еще одна - "вагончиков то еще не было, значит, это еще не ТО место - страшно изнурительное, но приближающее к концу подъема".
Первый вагончик |
Когда увидела первый вагончик, стало не по себе: так много времени, так еще много впереди и так мало сил. Ночевать на подступах к Кок-Айрыку не радовало и тем более спускаться в темноте. Кстати второй вагончик действительно лучше первого, за исключением воды (ну впрочем, как всегда в жизни - закон равновесия).
Пообедали, намазались в очередной раз солнцезащитным кремом, оставили часть еды - чтобы по максимуму облегчить рюкзаки, оделись потеплее - защищаясь от холодного ветра и полные решимости как можно быстрее достичь цели двинулись в путь.
Последние метры подъема! А потом только спуск с пер.Кок-Айрык |
Потом начали опять раздеваться - ветер куда-то делся, солнце яростно припекало. Решимость быстро сменилась усталостью. В голове стучит, ноги-руки не слушаются. То ведешь байк рядом, то, надеясь что, подъем стал менее крутым, садишься на байк, пытаешься ехать. Колеса зарываются, рулем невозможно управлять, лавируешь между камнями. Слезаешь. Идешь. Ведешь байк рядом. И чем выше идешь, тем все ближе, кажется к палящему солнцу.
Только, по-моему, это никак не касалось Ерлана. Набор высоты, солнце, время в пути - ничего. Он очень бодро шел впереди! И наверно, замерз на воротах, пока мы втроем дошли до них. На верхних ярусах серпантина, на склонах лежит снег, по дорогам бежит вода. На самом верхнем ярусе дорога вся в снегу, а по колеям бежит вода.
ВОТ И ДОБРАЛИСЬ!
За спиной - Иссык-Куль |
Сразу наповал поражены видом (до самой трассы на ИК)!!! Этого не передать словами!!! Сразу понимаешь - ты не зря сюда заполз; ты никогда не видел озера Иссык-Куль (хоть и был там не раз). Ты никогда в жизни не видел еще такой панорамы. Ты все на свете отдал бы чтобы ЭТИМ СОСТОЯНИЕМ можно было поделиться с родными и близкими. Очень сожалеешь, что нет тут VD и Nightbird'a которые бы сняли на пленку и унесли с собой частицу ЭТОГО не только в памяти.
Радостью и гордостью наполняется сердце при виде надписи на воротах перевала: "В преддверии третьего тысячелетия в тяжелейших условиях наперекор всем трудностям и препятствиям в порыве истинного патриотизма, бесстрашно отвоевывая у неприступных гор и вечной мерзлоты метр за метром, строилась эта уникальная горная трасса в целях развития международного туризма и социально-экономического подъема региона". Эта надпись так сильно отражает и твое состояние, когда точно также и ты - маленькая ничтожная двухколесная точка - метр за метром покорял эту дорогу в этих неприступных горах.
А какие в Киргизии горы и горные озерца! Как на закате в этих озерах отражаются зеленые холмы!
К трассе спускаемся в темноте, доезжаем до дома отдыха "Алтын-Кум", снимаем номер на четверых, плотно кушаем, Миша и Ерлан смывают свою соль соленой водой Иссык-Куля, крепко спим без задних колес.
Утром едем до Чолпон-Аты, там расстаемся с Ерланом т.к. ему вечером домой. Остальные трое едем дальше. Миша советует нам остановиться в "Достыке". Что мы с Антоном и делаем: устраиваемся, предпринимаем первые попытки бездельного отдыха. Миша в это время объезжает, чуть ли не все пляжи этого побережья в поисках своей сестры, приехавшей отдыхать на автобусе. Попав в цивилизацию, немного акклиматизировавшись в ней, начинаю вредничать и хотеть комфорта.
Озеро Иссык-Куль |
Тут приезжает Миша (он так и не нашел свою сестру, хотя узнал в каком пансионате лежит ее путевка) и мы все вместе едем в другой концлагерь ("Жетиген"). До пляжа недалеко, номер в корпусе с туалетом и на 2-их 500 сом в сутки без питания. Пытаемся отправить Мишу домой, но свободных мест в автобусах во всех близлежащих лагерях нет.
Весь вечер и следующий день изнывали от безделья. Путем проб и ошибок нашли достойную еду (кафе "Ветерок" - русская кухня в центре Жетигена). Записались на автобус. Записали их телефоны - им можно позвонить из Алматы и забронировать место. В 21.00 алматинского стартуем домой в темноте, жадно высматривая тот поворот и кусочек дороги, по которому спускались на трассу…
PS. Итог таков - ЭТО достижимо! В наш сезон вместе с нами появилось очень много новых байкеров. Кто-то сделал тоже самое, кто-то не надеялся на себя и не поехал. Много было конфликтов в связи с тем, что не подготовленные люди обвиняли нас в том, что мы их не взяли с собой. Таким скажу: ребята, в такие поездки нужно собираться сообща и своевременно. Группа должна иметь определенное количество спальных мест, набора посуды, еду для приготовления, горелок, баллонов с газом, лекарств и прочее. Ни меньше. Но и ни больше тоже. Нельзя брать с собой в горы человека, на которого вдруг не окажется места в палатке, у которого не окажется еды. Каждый член группы отвечает за каждого другого и всех вместе. Ребята, это горы и не однодневный поход. Это серьезно!
Каждый должен знать, что вся группа подготовлена настолько, чтобы достигнуть конечной цели.