Состав группы – Супонников Дмитрий, Нестеров Денис
Мотив"А мне б дороги далекие…" - в таком ключе проходит львиная доля путешествий в спортивном туризме. И дело здесь не только в естественном отличии таких маршрутов от походов выходного дня – набрать необходимые сотни километров можно и путешествуя вокруг родного города, не покидая шумных оживленных пригородных трасс. Тут человеком движет еще и врожденное стремление к познанию нового, неизвестного. И появляются год от года все новые нитки маршрутов на туристских картах, все дальше уводит нас желание узнать – "а что там, за поворотом?".
Один из популярнейших туристических районов на территории бывшего СССР – Киргизская Республика. Более 80% территории страны занимают горные хребты и долины, привлекающие к себе каждый год тысячи туристов и альпинистов со многих стран. Обстановка в республике не вызывает опасений, в большинстве крупных городов имеются турфирмы, услугами которых можно воспользоваться для решения формальных вопросов и текущих задач. Кроме того, близость Киргизии к Алма-Ате – стартовой точке нашего планируемого маршрута, во многом предрешило выбор района путшествия.
Несмотря на относительно небольшие размеры республики и достаточно массовый "наплыв" туристов в летний сезон, многие уголки страны остаются практически непосещаемыми в силу относительной удаленности и режима государственной границы с Китаем. На одно из таких мест и останавливается взгляд, когда глаз даже мельком пробегает вдоль голубого лабиринта ледников а карте Кыргызстана.
Нарынская область, Ат-Башинский район. Дорога на карте уходит к перевалу Торугарт на китайской границе. 180 километров от города Балыкчи на побережье Иссык-Куля до лежащего в горной долине Нарына и еще столько же до рубежа с Китаем. Четыре перевала и два мощных хребта отделили долину, лежащую у самой границы, где проходит контрольно-следовая полоса и начинается зона отчуждения. И, еще, практически отсутствующая информация об этих местах – карандаш уже будто сам бежит вдоль рек и хребтов, едва заметным пунктиром намечая путь, становясь нашим первым проводником в еще непроложенном маршруте.
Маршрут, в основной своей части, проходит по территории Нарынской области, расположенной в юго-восточной части Кыргызстана. Местное население на 99% составляют кыргызы, а общая численность проживающего здесь народа – 250 тыс. человек.
Более 90% территории области располагается на высоте свыше 1000 м. над уровнем моря. Климат - континентальный, засушливый. Зима холодная, продолжительная, а средняя январская температура минус 15 градусов. Лето теплое, короткое. Вегетационный период до 5 месяцев. Среднегодовое количество осадков невелико и не превышает 300-400 мм.
Хребет Ат-Баши расположен в южной части области и, по географическому расположению, может быть отнесен к району Внутреннего Тянь-Шаня. Орографически Ат-Баши ориентирован иначе, чем большинство примыкающих массивов и тянется на 135 километров с юго-запада на северо-восток.
С северо-западой стороны хребта лежит долина Ат-Баши с несколькими поселками, среди которых самый крупный – одноименный районный центр, расположенный в самой низкой ее части на высоте 2100 метров н.у.м. На юго-западе долину замыкает перевал Ак-Беит(3282м), а на северо-востоке – узкие ворота ущелья близ поселка Босого. Здесь, в северной, более влажной части долины, имеются живописные хвойные леса, а голубая змейка реки Ат-Баши добавляет очарования этим местам.
Южные склоны массива начисто лишены лесов в силу как экспозиции, так и сурового резко континентального климата. Отроги хребта тут менее выражены, имеют длину до пяти километров и спускаются в высокогорную безжиненную долину реки Ак-Сай, лежащую на высоте более 3500 метров.
В западной части долины, на высоте 3530 м. расположена огромная чаша самого высокогорного в Киргизии озера Чатыр-Коль. Его площадь составляет около 170 кв. км., а глубина, по различным оценкам, лежит в пределах 5-20 метров. Из 24 речек впадающих в озеро, постоянный водосток имеет только Кок-Айгыр. Несмотря на тот факт, что озеро бессточное, общая минерализация воды мала и находится в пределах 0,5-1 мг/л. Температура воды в июле-августе колеблется в пределах 6-16 градусов.Озеро является местом гдездования диких гусей, уток и других птиц.
Климат Ак-Сайской долины резко континентальный. Среднегодовая
температура здесь – минус 5-6 градусов, максимальная +24, а зимний минимум
минус 50 градусов.
Всю территорию Чатыркольской котловины, Ак-Сайского ущелья и, в восточной
части, урочища Кагалячап представляют сырты – плоскогорья, длительно подвергавшиеся
денудации, т.е. разрушению и выравнивани под действием ледников, воды
и ветра. Плоские и неглубокие речные долины и широкие всхолмленные впадины
чередуются со сглаженными междуречьями и невысокими хребтами. Вечная мерзлота
тут тоже остаток древнего оледенения, она широко распространена на высоте
более 3400 м. Летом каждую ночь бывают заморозки. Здесь типичны ландшафты
злаково-полынной степи на высоте 3100-3550 м, типчаково-ковыльной степи
(3500-3800 м), полупустыни и холодной пустыни (3550-3800 м) в различных
сочетаниях.
Основной водной артерией является река Ак-Сай, питающаяся, в основном, ледниками хребта Кок-Шаал-Тау. За счет слабовыраженного наклона долины река и ее притоки имеют широкие русла, разбитые на множество рукавов. Примечательно, что с восточной части долины течет одноименная река, сливающаяся с “западным” Ак-Саем недалеко от урочища Чатыр-Таш, на высоте 3000 м. После слияния река носит название Кокшаал и через понижение в хребте Кок-Шаал-Тау уходит в Китай.
После трех месяцев неторопливых сборов, подготовки документов, карт и добычи по крупицам скудной информации о районе путешествия, мы выезжаем в Тамгу – поселок на южном берегу Иссык-Куля. Здесь, остановившись на сутки в санатории Министерства Обороны Киргизии, оставляем в номере вещи и отправляемся на рейсовом автобусе в Каракол, чтобы получить заказанные заранее пропуска в пограничную зону.
Игорь, руководитель турфирмы, в которой мы заказывали пропуска, приглашает нас за стол, где мы пробуем замечательное варенье из иссык-кульских абрикосов. Не затянись дегустация варенья – и мы бы засветло успели вернуться в Тамгу на автобусе. Увы, за шестичасовой границей город стал стремительно вымирать вместе с прохожими и водитеями. Только с большими потерями вемени и денег нам удалось добраться до санатория к десяти часам.
Конечным пунктом следующего дня должен был быть Нарын. Проехав 30 километров в направлени Балыкчи до поселка Каджи-Сай, останавливаемся на обед в придорожном кафе, после чего, оценив силы и время, решаем воспользоваться автобусом. Поездка в переполненном ПАЗике имеет свой колорит, заключающийся в непринужденном общении с местными аксакалами, разъезжающими от поселка к поселку и ненапряженном разглядывании местных красот через окно. Благо, в прошлом году мы проехали этот участок на велосипедах и сейчас уже ничего не теряли во впечатлениях.
Балыкчи встретил нас угрюмой серой обстановкой. С запада надвигались тяжелые серые тучи, а прохладный влажный ветер вкупе с наступающими сумерками усугублял атмосферу. Пол часа упорных торгов с таксистами – и мы сбрасываем цену с двух до одной тысячи сом. От Балыкчи до Нарына. Хотя и это, как выяснилось позже, дороговато..
(фото 1) |
Ранним утром двадцатого августа мы просыпаемся в тихом и уютом уголке Нарына. Марима (фото 1) - хозяйка дома, приютившего нас, накрывает стол, а за калиткой уже урчит мотор 412-го "Москвича". Водитель, подвезший нас вчера до Нарына, теперь вызвался подбросить и до ущелья Таш-Рабат.
Почему "Таш-Рабат"? У Коли – так представился наш автопроводник – нет пропуска в погранзону, чтобы ехать до Торугарта – КПП на китайской границе, а на поиски "подходящего" водителя времени маловато. По утверждениям же и Маримы и, также, Коли – через это ущлье мы "запросто" проедем в Чатыр-Кольскую котловину, заодно срезав семидясети-километровый участок с перевалами Ак-Беит и Туз-Бель. Если бы знать, насколько далеки от реальности были их слова.
120-ти километровый путь от Нарына до поворота в ущелье проходит, большей частью, по безжизненной Ат-Башинской котловие – сухой долине в окружении вереницы синеющих на горизонте гор. В двадцати километрах после поворота к районному центру асфальтовая дорога превращается в широченную взлетную полосу запасного аэродрома и, вскоре, уступает место разбитой гравийке. Три часа в пути, столбы пыли, поднимаемые встречными "фурами", мелкий дождик, сулящий удачу в странствии – и вот мы около ущелья.
Навстречу идет, широко улыбаясь, девченка. Средних размеров рюзак, неброская аккуратная одежда, огромные глаза – нет, она не из местных. Разговорившись, узнаем, что Есико из Токио, а сюда пришла пешком из Китая, через КПП Торугарт. Коля повезет ее в Нарын – прощаемся и собираем велосипеды, а усиливающийся дождь не дает нам возможности расслабляться.
Пятнадцати-километровая дорога по ущелью с первых метров нагоняет уныние. Окружающие склоны покрыты лишь полувысохшей травой, а из долины дует настолько сильный западный ветер, что ехать становится практически невозможно. Только через пару километров, поглубже в отрогах хребта, ветер стихает и мы понемногу входим в темп, держа скорость около 8 км/ч. Дорога имеет небольшой уклон, порядка 6%, но крупный и острый щебень – следы разрушения скальных выходов на склонах – изрядно уменьшает кпд и явно угрожает покрышкам велосипедов.
(фото 2) |
Впереди виднеются несколько юрт, на одной из них, диссонансом в киргзской глубинке, здоровенная надпись "Sheperts Life" (фото 2) - какая-то швейцарская фирма, поддерживаемая местным правительством, "учит" здешнее население зарабатывать деньги на услугах иностранным туристам.
(фото 3) |
Собственно говоря, ущелье Таш-Рабат было бы не особо привлекательно, если бы не древнее здание, предположительно гостиного двора (фото 3), построенное несколько веков назад на Шелковом пути. Сюда, с интервалом в два-три дня, приезжают небольшие группы иностранных туристов, заодно им предлагается конный маршрут через "четырехтысячный" перевал к высокогорному озеру Чатыр-Коль.
Поровнявшись с юртами, имеем интересный диалог с одним из местных "туроператоров". Средних лет мужчина, киргиз, на ломаном английском предлагает чай, коней и "показать здание Таш-Рабат". На середине предложения спотыкается, внятно по русски спрашивает – А вы по русски говворите? – и, получив утвердительный ответ, продолжает, видимо, заученную речь по английски.
(фото 4) |
В пятистах метрах за гостиным двором дорога сходит на нет и проевращается в заболоченное русло реки, окруженное крутыми травянистыми склонами. Кое-где имеются относительно сухие участки с выраженной конной тропой, уходящей к перевалу. Последнего, впрочем, не видно – извилистая долина скрывает его за тремя поворотами ущелья. Крутых подъемов нет, но характер тропы не оставляет возможности ехать, или же катить груженый велосипед – одеваем рюкзаки на плечи и плетемся вверх (фото 4).
Примерно через восемь километров становится ясно, что нашей пяти-километровки маловато – едва не проскакиваем нужный поворот направо. Вернувшись, переходим на левый берег ручья и сворачиваем в долину, ведущую на юго-запад. Тропа идет по пологой терассе южного склона, через три километра сворачивая на юг. До перевала, по нашим оценкам, еще часа три, но начинается дождь и, несмотря на раннее время – пять вечера - ставим палатку и устраиваемся на ночлег.
(фото 5) |
Выбор места для бивака (фото 5) не вызвал особых вопросов – долина ущелья на его изгибе расположена далеко от восточного отрога, закрывающего утреннее солнце, а ровные травянистые площадки рядом с ручьем попадаются повсеместно. Вокруг – множество норок сурков и горностаев. Один, прямо прямо в нашем присутствии поймав мышь, долго играл с ней буквально в пятнадцати метрах от палатки. Вряд ли какой кошке даже снились такие па, что выделывал этот маленький симпатичный зверек.
В шесть утра холод выгоняет нас из палатки. Еще темно – светать начинает ближе к семи. Готовим завтрак и неспеша собираем вещи – хорошо бы дождаться восхода, идти будет веселее.
На небе ни облачка, палатка и трава покрыты инеем. Около восьми появляются первые солнечные лучи, а с ними и первые облака. Вспоминая вчерашний день, также начинавшийся с чистого неба, понимаем, что хорошо бы поторопиться, чтобы пройти перевал «всухую». Неудобный для переноски велорюкзак опять перебирается на спину, а велосипеды продолжают играть роль санок из пословицы, которые надо возить.
Довольно быстро небо затягивается тучами. Радует только то, что облачность высокая, более пяти тысяч метров, и перевал открыт. Скальные склоны почти смыкаются, огромные каменные карнизы нависают над головой, а многократное эхо, провожающее каждый шаг путника, идущего этой тропой, усиливает и без того острое ощущение затерянного мира.
(фото 6) |
Последний поворот ущелья – на восток – и перед нами открывается вид на перевал Таш-Рабат (3964 м, фото 6). До середины перевального взлета еще удается сочетать преноску рюкзака и «перекатку» велосипеда, но затем высота и усталость берут верх над нашими силами, да и тропа не настолько хороша, чтобы, не напрягаясь, катить байк. Приходиться «челночить».
(фото 7) |
К двенадцати часам я уже разгребаю тур на перевале в поисках записки и ставлю фотокамеру на штатив. Далеко внизу виднеется долина реки Кок-Айгыр (фото 7), поблескивающей в лучах солнца. Здесь же идет снег и холодный колючий ветер режет лицо. Начинаем спускаться.
(фото 8,9,9a) |
Через три километра, потеряв около двухсот метров по высоте, мы с удовольствием отмечаем, что долина становится пригодной для передвижения «верхом» и, с этого момента, начинается уже по-настоящему велосипедный этап нашего маршрута (фото 8). Выраженной тропы не видно, но отсутствие суриных нор и крупных камней позволяет держать скорость до 15 км/ч. Десять минут спуска и, из-за отрога, испугавшись нас, движется большое стадо огромных лохматых животных (фото 9). Это яки – их пригоняют сюда из Ат-Баши на летние пастбища. Появившийся вслед за яками парень-чабан, удивлен, увидев двух велосипедистов, знаками и по киргизски поясняя, что «таких» видит тут впервые.
Мы выезжаем из отрогов Ат-Баши и попадаем на типичные сырты – растрескавшаяся глинистая почва с редкими пучками травы (фото 9а). Езда по прямой практически невозможна и это сильно снижает скорость – до 8-9 км/ч. Однако, оказывается достаточно удобным ехать по высхшему руслу. Реки, стекающие с южных склонов хребта, попадая в долину, уходят под грунт, но следы весене-летних паводков выражены очень сильно. И русло того небольшого ручья, что стекает с перевала Таш-Рабат, достигает в устье сотни метров в ширину, при этом дно настолько плоское, что можно устраивать настоящие гонки.
(фото 10,11) |
Так, проехав пять километров, мы с Денисом подобрались к берегу озера (фото 10). В пятидесяти метрах от берега пришлось оставить велосипеды – берега заболочены (фото 11) и колеса стали попросту вязнуть в глине – прыгая по клочкам травы, подбираемся к самому берегу, спугнув целую стаю диких гусей. Черный индийский гусь гнездится на берегах Чатыр-Коля, тысячи этих птиц буквально оккупировали это озеро, находящееся на высоте более 3500 м. В меньших количествах здесь встречаются различные утки и дркгие птицы.
У берега нас догнали два швейцарца на лошадях с проводником-киргизом.
Выехав сегодня из юрты «Shepherts Life» в Таш-Рабате и, перевалив к озеру,
они направились на запад к стоянке чабанов-ячников.
- Как проехать на другую сторону озера – спрашиваю я проводника. На южном
берегу есть дорога, ведущая от перевала Торугарт в сторону Аксайской долины
и меня волнует вопрос – насколько сложной может быть переправа через реку
Кок-Айгыр и есть ли заболоченности на нашем пути.
- Ой, нельзя туда ехат! Там дорога нет. Болшой вода там. – говорит джигит.
- Езжайте туда – показывает на запад – там юрта, молоко, чай, тепло!
Если бы нам нужно было тепло, улыбаюсь я. Думая, что, в крайнем случае, можно будет проехать по сыртам вдоль Ат-Баши до водораздела между котловиной Чатыр-Коль и Аксайской долиной. Итак, решаем с Денисом огибать озеро с востока и катим вдоль берега, в сторону триангуляционного знака, распугивая диких гусей и уток.
(фото 12) |
Надо сказать, что, несмотря на неустойчивую погоду, с последней нам все же везет. Дождевые тучи висят толко над хребтами, а в долине светит ослепительно яркое, режущее глаза, солнце, а почва под колесами суха – и наши 7-12 км/ч все отдаляют полоску берега в вечерних лучах. Во время дождя сырты представляют для велосипеда, дя и для автомобиля или простого путника, настоящую катастрофу – глина легко раскисает и, налипая на ноги и колеса, просто лишает возможности передвигаться. Даже ночные заморозки не схватывают крепкой коркой поверхность почвы, пропитанной солями (фото 12).
Первое впечатление о предстоящей переправе через Кок-Айгыр
было не очень сладким – «Придется вплавь», сказал я, оценив глубину в
полтора метра, а течение в 8-10 сантиметров в секунду.
- Нет, нет. Ни в коем случае. – парировал Денис, ссылаясь на мутную воду
– а вдруг глубже – и низкую, 5-6 градусов, температуру воздуха.
- Поехали дальше, - говорю – впереди долина более резко поднимается, там
течение должно быть быстрее, а глубина поменьше.
(фото 13) |
Через километр действительно река действительо помельчала и мы перешли русло, лишь сняв кроссовки (фото 13) – глубина была 15-30 см, а скорость течения не более 0,5 м/с. В сотне метров от реки - небольшая ложбинка, образовавшаяся в результате проседания почвы в вечной мерзлоте. Тут же и останавливаемся - среди выразительно плоской поверхности окружающих сыртов это место лучше всего подходило по организацию бивака, хоть немного закрывая палатку от неутихающего ветра.
Оставшийся час до заката немного разнообразили гадания – дойдет ли до нас град, сплошная стена которого медленно двигалась на восток, вдоль хребта Ат-Баши. В конце концов, стихия ушла в сторону Аксая и, далее в Китай, а до нас долетели только отдельные, крупные капли. Под гоготание диких гусей, бродящих у реки, натягиваем на себя все имеющиеся теплые вещи и забираемся в спальные мешки.
(фото 14) |
Чертовы гуси... Нет.. бедные гуси! Им ведь еще хуже, чем нам – мы то в палатке сидим, я еще примус нет-нет поджигаю, а гуси.. Гуси орут всю ночь. И, вместе с холодом, не дают заснуть нам. Опять шесть утра, подъем, рассвет. Хорошо, хоть солнце раньше встает – в семь уже первые лучи, хребты не закрывают солнце (фото 14). Замерзшая во флягах вода, насквозь. Поход к реке с булыжником, чтобы раздолбить ледяную корку…
В половине восьмого потихоньку начинаем крутить педали, заодно пытаясь поближе подъехать к еще дремлющим гусям, стаи которых встречаются буквально на каждой сотне метров вблизи озера. Однако, осторожная птица не подпускает к себе человека – громким кряканьем одна предупреждает других и, с шумом, стая поднимается в небо.
Впереди уже видна дорога и контрольно-следовая полоса. Ближе к нам, перед дорогой, юрта – едем к ней, местные жители очень гостеприимны, а нам, кроме того, нужна информация о дороге в Аксай. У юрты на нас набрасывается здоровенный пес, выходит хозяин – настоящий аксакал. Разбегаются в стороны куры. Куры на высоте 3600 метров! Интересно, где курятник – в юрте?
Ни аксакал, ни его жена по русски не говорят – тем не менее, нашего скромного словарного запаса хватает, чтобы проприветствовать хозяев и поблагодарить за кумыс и поделиться нашими «шоколадными» запасами. Внезапно, мирное распитие кумыса прерывает рычание «Нивы» пограничников, показавшейся из-за юрты. Прапорщик, в сопровождении двух солдат, предлагает нам показать документы, по ходу дела спрашивая, что же делаем мы в пограничной зоне. С документами, собственно, проблем никаких, но начальник, узнав куда мы едем, предлагает подождать немного его на посту, в двух километрах отсюда.
Шероховатая насыпная «грунтовка» показалась нам чуть ли не автобаном после нескольких километров бугристых сыртов. Быстро доезжаем до пограничного поста, а через пять минут появляется и наш прапорщик, единственной целью которого было напоить нас чаем. Пост «Уселек» находится в 10 километрах от КПП Торугарт, в другую сторону, как «говорил» километровый столбик, было не менее 210 километров. «Другой стороной», как выяснилось два дня спустя, был дорожно-эксплуатационный участок на развилке дорог «Нарын - Ат-Баши - Ак-Муз».
(фото 16,17) |
Последующие двадцать километров катимся вдоль «контрольки», периодически съезжая с дороги, чтобы объехать участки, размытые паводками. Сама грунтовка представляет собой насыпь из глины, песка и щебня и, несмотря на прошедшие вчера осадки, нисколько не раскисла, чего нельзя сказать об окружающей почве. Погода сегодня, похоже, замечательная, хоть и холодная – около восьми градусов тепла. Безоблачный день усиливает ощущения - справа от нас медленно удаляются сухие отроги хребта Кок-Шаал-Тоо, за спиной – сверкающий белизной Ферганский хребет (фото 16), а слева – острые пики массива Ат-Баши (фото 17).
На двадцать пятом километре от Торугарта плавный поъем сменяется таким же плавным спуском - перевал Кок-Айгыр, разделяющий долину озера Чатыр-Коль и Аксайское ущелье практически не заметен. На склоне слева видны старые доты, а на вершине холма – разрушенный фундамент РЛС, стоявшей здесь в советское время. Теперь ПВО-шников здесь нет, но одноименная с перевалом пограничная застава здравствует, являясь следующим пунктом на нашем пути.
(фото 18) |
После того, как чуть ли не весь личный состав части рассмотрел наши документы, пьем кумыс, говорим "за жись" и осваиваем управление средством передвижения типа "конь" (фото 18), которое как выясняется, также имеет рычаг переключения скоростей (кнут), руль (вожжи) и педали (стремена).
(фото 19,20) |
Пятью километрами ниже заставы КСП свернула на юг и перед нами развернулась огромная Аксайская долина – дикая и безжизненная (фото 19). Теперь ничего не напоминало о цивилизации – даже дорога скрылась в русле весенних паводков. Ни птиц, ни людей, ни остатков зданий. Тослстый слой слипшихся градин в тени на склонах напоминает о вчерашней непогоде. По руслу местами прослеживаются следы от автошин (фото 20) – изредка тут проезжают пограничники и охотники. Но, большей частью следуя логике и карте, мы держимся отрогов Кок-Шаала, надеясь на то, что что не придется поворачивать назад. Наконец, на семидесятом километре от Торугарта, дорога появляется вновь, причем настолько отличная, что мы разгоняемся до «тридцатника» - прямо роскошь против двенадцати-пятнадцати по «руслу».
Хорошая дорога закончилась также неожиданно, как и началась – перед нами река Терек с широким, полукилометровым руслом, разбитым на несколько рукавов. Большой бетонный остов давно смытого моста наводит на мысль, что течение бывает совсем неслабым и как бы сейчас нам не пришлось потрудиться с поиском подходящего места для переправы. В километре выше по течению от моста виднеется большой дом, дорога идет к нему. Может там есть переправа?
Несколько пар детских глаз выглянули из-за занавески
и исчезли. Стучу в дверь – тишина. Постучал в окошко – минутой позже выглядывает
девочка лет шести. Я пытаюсь спросить по киргизски, есть ли дома кто из
взрослых – девочка убегает, а через пару минут появляется молодая женщина.
- Саламат сыз бы – говорю.
- Здравствуйте – отвечает хозяйка.
Отлично! Спрашиваем у девушки – есть ли дорога дальше по долине и куда
идет дорога мимо дома. Дорога, оказывается, есть, но появляется на другой
стороне Терека. Грунтовка, идущая же рядом с домом – по ней изреда ездят
пограничники, да чабаны.
(фото 21) |
Переправа оказалась более чем проста – три русла шириной по три метра, глубиной тридцать сантиметров и соростью течения около метра в секунду. От юрты на противоположном берегу отделился всадник – парень подъехал к нам и предложил зайти на чай. С радостью принимаем предложение и целый час проводим в гостях у доброжелательной семьи (фото 21) из Ат-Баши, выезжающей сюда на лето пасти лошадей. Заодно узнаем у Джанибека, паренька, пригласившего нас на чай, что долина очищается от снега к началу июня и именно в мае-июне здесь максимальный уровень воды в реках.
(фото 22) |
Бросив последний взгляд в сторону реки (фото 22), с трудом взбираемся на свои транспортные средства – упитие кумысом и чаем не проходит даром. Не успели мы проехать и нескольких метров, как нас догоняе Джанибек на коне и протягивает пакет со свежим куртом – сушеным творогом из кобыльегго молока. Что ж, это нам кстати!
(фото 23,24) |
Теперь, дорога, прямая, как стрела (фото 23), вновь берет нас в свои объятия, мы готовы ехать и ехать, но надвигающаяся темнота – уже семь вечера – и приближающиеся с запада свинцовые тучи (фото 24 ) заставляют свернуть на обочину в поисках подходящего места для ночевки.
Десять минут прогулки вдоль русла реки Аксай и вот, как только установлена палатка, начинается дождь, который прекратится только под утро. Похоже, с погодой, даже плохой, на опять повезло.
Серые серые облака. Они всюду – над вершинами и в долине, лежат на склонах и ползут вдоль реки. Нет, кажется появляются разрывы в тучах – один.. другой.. Ура, вот и солнце!
Шесть часов, подъем, завтрак, сборы.. Дорога хоть и не раскисшая, но со множеством луж и промоин. Последние приходится объезжать по мокрой траве – через пару километров у нас уже мокрые ноги и изрядно забитые грязью покрышки.
На 85-м километре штурмуем разлив реки Кызылсу – всего шесть рукавов, по четыре метра шириной, до полуметра глубиной и со скоростью течения полтора метра в секунду. Полукилометровая же ширина самого русла наводит на серьезные размышления о величине весенних паводков!
(фото 25) |
Тут же, при пересечении одно из рукавов Кызылсу (фото 25), выясняется любопытная деталь. С легкостью форсировав очередной поток, я наблюдаю за Денисом – доехав до середины русла, он резко теряет скорость, заваливается и, спрыгнув с велосипеда, продолжает шествовать по колено в воде. Я, собираясь показать "как надо переезжать реку", беру байк Дениса и лихо устремляюсь к следующему рукаву. Парадокс, но «крутой горный байк» вскоре начинает буксовать, теряет скорость и мне стоит немалых усилий проехать оставшиеся два метра, оставшись в седле. Получается, что велосипед с колесами 622мм и узкими покрышкам, бывает гораздо устойчивее своего "горного" аналога с меньшими ободами 559мм.
(фото 26) |
На восточном берегу Кызылсу расположен большой, по местным меркам, поселок "Новый Культцентр Аксай". Полтора десятка домов, высоковольтная линия и трансформаторная подстанция (фото 26) представляются чуть ли не центром цивилизации в этих местах, хотя сам аил со стороны выглядит несколько безжизненно – только пастух неподалеку машет рукой, завидев нас.
Тут же, на правом берегу реки, развилка двух дорог. Основная, накатанная уходит вверх, на юг, как далеко – неизвестно, но у "перекрестка" стоит новенькая табличка "ОсОО Айбек". Возможно, это просто охотничье хозяйство, далеко здесь е уедешь – в двадцати километрах уже Китай.
Буквально пролетев десяток киометров, подъехали к очередному притоку Аксая – реке Текелик. У меня определенное "дежавю" - не иначе мы тут уже были не далее, чем час назад. Действительно, Текелик и Кызылсу настолько похожи, что можно было бы давать им одинаковые имена, как иным улицам в городах – пятнадцатая линия.., второй кирпичный переулок…
(фото 27) |
Мы уже на девяносто шестом километре и, по карте, впереди должен быть поселок Корумду, если он, конечно, не вымер, как "Старый Культцентр" в устье Терека. Выезжаем из поймы реки и, действительно, в нескольких километрах от нас белеют домики (фото 27), видна сторожевая вышка.
Корумду оказыватся пограничным постом – со шлагбаумом, будкой для наряда
и.. полным отсутствием признаков жизни. Пять пинут постукиваний камешком
в ворота не принесли результата, только кот, гулявший по плацу, испуганно
юркнул в ближайшую пристройку.
- Поехали – говорит Денис.
- Сейчас, пойду постучу в окошко штаба – отвечаю я, открывая на себя скрипучую
калитку.
Тут, видимо, только услышав шум, на плац выскакивает целый капитан пограничных
войск, на ходу застегивая верхнюю пуговицу «афганки».
- Часовой на вышке заснул, да? – спрашиваю я, ухмыляясь.
- Да здесь никто не ездит, часового не ставим – отвечает капитан, отгоняя
осмелевшего кота.
(фото 30) |
Час спустя, поблагодарив личный состав части за чай и угощения, все-таки отправляемся дальше. Все большее число промоин на дороге говорит о силе здешних паводков, тем не менее сейчас, в конце лета, даже Аксай не представляет серьезного препятствия для переправы. Долина здесь, за Корумду, находится на высоте 3100 метров, очень полого спускаясь на восток. С юга, наоборот, все ближе подступают заснеженные, гладкие склоны Кок-Шаал-Тау (фото 30), словно делая глубокий вдох перед тем, как открыть в Китай глубокие каменные ворота для неторопливого потока Аксая.
(фото 30a) |
Примечательно, что южные склоны долины практичеки лишены больших рек, несмотря на достаточно развитое оледенение хребта Ат-Баши. Реки же северной стороны, стекающие с Кок-Шаала, многоводны только в конце весны - начале лета. Над одним из притоков, который мы пересекли, даже стоит хороший бетонный мост (фото 30а), и, судя по всему, уже очень давно.
(фото 31) |
Так, оглядываясь по сторонам, изучая орографию прилегающих местностей, на сто двенадцатом километре мы упираемся в разрушенные ворота пограничного поста Кельсу. Побродив вдоль пустынных блоков (фото 31), я решаю что часть заброшена и предлагаю ехать дальше.
- Подожди. - говорит Денис, и уходит на разведку за одно из полуразрушенных зданий, через пару минут возвращаясь – Пойдем, нас ждут.
Пост , как ни странно, оказался обитаем – начальник поста, молодой сержант с женой приглашают нас на чай. Быт здесь, конечно, более чем беден, в доме даже отсутствует электричество, несмотря на то, что рядом проходит высоковольтная ЛЭП. Основную часть времени Куба занят разборкой на кирпич соседней казармы, чтобы утеплить стены своего дома – скоро наступят холода, а температура зимой в этих местах опускается до минус пятидесяти.
(фото 32,33) |
Наша дорога плавно сворачивает на север, и, в километре от Кельсу, подбирается к мосту через Аксай (фото 32). Мост представляет собой довольно интересное сооружение – дощатые настил и перила (фото 33) уложены на ряд бетонных быков. Видимо, такая конструция оставляет возможность легкого восстановления переправы в том случае, когда паводки сбрасывают покрытие или время разрушает его.
(фото 34,35) |
Ниже моста несколько рукавов реки объединяются в одно русло и, поворачивая на юго-восток, Аксай уходит в Китайскую Республику (фото 34) – граница вновь приблизились к дороге, на расстояние полутора десятков километров. Мы же, преодолев небольшой подъем, продолжаем спускаться по сужающейся долине, вдоль левого берега реки, текущей теперь совсем близко к заснеженным вершинам Кок-Шаал-Тау (фото 35).
(фото 36) |
На западе, позади нас, над Аксаем висит огоромная черная туча – мы слышим раскаты грома и это только подталкивает к тому, чтобы быстрей крутить педали. Но, вскоре, грунтовка сворачивает на юг, прямо к дождевым облакам, висящим над Ат-Баши и, некоторое время, приходится бороться с сильными боковыми порывами ветра, а колючий холодный дождь только усиливает ощущения. К счастью, через пол-часа дождь заканчивается, и, хотя над головой еще висят серые клочья облаков, снежные пики на южной стороне Аксайской долины уже освещены мягкими лучами вечернего солнца (фото 36).
(фото 37,38,39) |
Час спустя мы миновали Чатырташ - поселок из трех домов. Здесь дорога свернула на север и, углубившись к подножиям восточной части хребта АтБаши места (фото 37), повстречав яков (фото 38) и стада коров (фото 39), мы добрались до погранзаставы "Кынды".
"Эуээыуу… ээууээй…" - всполошился часовой на вышке, но, невзирая на поднятую "тревогу", у ворот на КПП еще минут десять никто не появлялся. Наконец, появился дежурный по части, и отправился с Денисом "записывать нас в журнал", а я занялся выведыванием полезных сведений у подошедшего бригадира дорожно-эксплуатационного участка. Интересно было знать, как далеко отсюда до минеральных источников Арашан, и, кроме того, насколько близко сам перевал Кынды.
- Сколько вам платят, чтобы вы здесь ехали?! – все никак не мог понять наших пристрастий бригадир, попутно объяснив, что до Арашана, как и до перевала около десяти километров, правда в разных направленниях.
Мы решаем разбивать бивак, уже темнеет, а утром съездив к источникам, отправиться к перевалу. Особо хорошего места для стоянки найти не удается, так как, кроме заставы и ДЭУ, поблизости еще распололожился импровизированный поселок рабочих-золотодобытчиков – здесь добывают металл открытым способом, вымывая его из породы. Результат работы по добыче золота удручающий – дно ручья, текущего с перевала и окружающие склоны превращены в черные кучи мертвого грунта.
Отъехав около километра назад от всей этой цивилизации, ставим палатку в низине около небольшого ручейка, текущего среди красноватых песчано-глинистых сопок. Опять начинается дождь…
В восемь утра, проведя привычный ритуал «подъем-завтрак-сборы», вытаскиваем велосипеды на дорогу и, пытаясь согреться, напряженно работаем ногами, лавируя между луж, подернутых тонким слоем льда. Всю ночь опять поливал дождь, а к утру температура опустилась ниже нуля и даже солнечные лучи не сразу отогревают промерзшую почву.
(фото 40) |
Поворот на Арашан находится перед заставой, как раз напротив поселка рабочих. Даже присутствует потертый указатель, показывающий в сторону такой же потертой грунтовки. Через 10 километров дорога пересекает по мосту болотистый ручей и упирается в развилку – направо, вслед за телеграфными столбами убегает ниточка, ведущая к погранпосту, а слева открывается вид на широкую долину (фото 40). В какой стороне источники, никто из нас не знает, и Денис пошел к стоящему неподалеку "жигуленку", чтобы разузнать дальнейший маршрут. "Визит к жигуленку" приносит нам полезную информацию о необходимости поворачивать налево. Водитель и пассажиры – пограничники – расположившись на солнечном склоне, отмечали бурными возлияниями "начало нового дня". Наверное, хорошо, что нам с ними не по пути.
(фото 41,42) |
Два километра по раскисшей каменисто-глинистой дороге, и мы оказываемся около большой беловатой террассы солевых отложений. А у самого склона – несколько выложенных камнями больших ям, откуда с шипением вытекают целые реки настоящей минералки (фото 41), которой мы тут же наполняем бутылки и фляги. Вода теплая, 18-20 градусов и, пользуясь замечательной возможностью, устраиваем небольшой «банный час», заодно оказав парикмахерские услуги (фото 42) подошедшему аксакалу.
И тут мы снова стали жертвами гостеприимности местных жителей. Благодарный дед, ни слова не говорящий по-русски, жестами зазывает нас в гости, намекая при этом, что отказаться ну никак нельзя. Отведав кумыса, сузьмы, чая с лепешками и сливками, буквально выползаем из юрты. Уже одинадцать и стоит поторапливаться – над окружающими вершинками начинают скапливаться серые обрывистые клочья, предвещая дожди. Дорога уже успевает подсохнуть и, распугивая сотни кузнечиков, заполонивших невероятным образом все вокруг, мы мчим назад к погранзаставе.
Отметившись за предыдкущие два дня на пяти пограничных пограничных постах и заставах, мы уже склонны были считать пограничников чуть ли не лучшими людьми, населяющими эти места, но неприятный конфликт, возникший перед перевалом, заставил нас настороженнее относиться к людям в форме.
"Ага – теперь понятно, почему погранцы на заставе, несмотря на выходной день, чуть ли не всем составом топились у ворот части в выглаженных кителях и начищенных ботинках" - подумал я, когда мы лоб в лоб повстречались с двуми "Уазиками" с военными номерами. Два подполковника, полковник и капитан, представившись нам командованием Нарынского погранотряда, попросили предъявить документы, а когда последние оказались у них в руках, заявили, что мы якобы нарушили правила пребывания в пограничной зоне, не отметив пропуска у них заранее.
(фото 43) |
- Так ведь же наши пропуска (фото
43) выданы по форме, не обязывающей отмечать их в погранотряде! –
начал возмущаться я.
- Еще слово и поедете с нами! А так только паспорта заберем, придете за
ними в Нарын через три дня. – парирует «подпол».
«Ну что ж, тактика у них отработанная» - думаю, и все же начинаю задавать
вопросы – почему, мол именно такие правила и в чем разница между различными
формами пропусков. Далее следуют тирады о нашей нерадивости, о бестолковости
МВД, выдающего пропуска и, в конечном итоге, нам возвращают документы
с предложением «в другой раз обязятельно заехать в погранотряд». Начинается
дождь..
Пограничный пост на перевале Кынды (3400 м) хоть и представляет собой одинокую будку, оборудованную печкой-буржуйкой, но зато солдаты здесь дежурят с автоматами. Настоящий контраст с тем же приграничным Кельсу, где единственным оружием сержанта Кубы, когда он выходит проверять проезжающий транспорт, являются охотничий нож, да дубинка. В будке тепло и дымно, кажется, весь дым из печки идет внутрь – сержанту, вписывающему номера наших бумаг в журнал, судя по всему этого мало и сигарета в зубах усиливает маскировочную завесу в помещении.
Ну вот и начинается спуск в Ат-Башинскую долину. Здесь
сухо – тучи остались на южной стороне перевала. Мы обогнули хребет, и
теперь будем ехать на запад, к поселку Ак-Муз, но сейчас еще предстоит
спуститься в долину. Несколько сотен метров больше идем пешком – дорога
настолько размыта, что ехать, даже на пологих, 6-7%, участках невозможно.
Но зато потом основная доля серпантина представляет собой просто отличную,
гладкую грунтовку, на которой можно разогнаться и до 60 км/ч.
Тем не менее, стараемся не разгоняться более 30 км/ч. Можно, конечно,
и до сорока или пятидесяти. Но это не асфальт, в котором больше уверенности,
да и любое падение на спуске может иметь более серьезные последствия,
нежели на ровном участке. Поэтому, учитывая, помимо прочего, определенную
автономность нашего похода, мы устанавливаем некоторые пределы скорости,
котрые хоть и не лучшим образом сказываются на временных показателях,
но снижают вероятность травмы или поломки, что для нашего минимального
размера группы более чем важно.
(фото 44,45,46) |
Теперь, когда перевал позади (фото 44), нас здорово трясет на гравийке перед поселком Беш-Бель-Чир, представляющем собой два дома у обочины. Жалея себя и велосипеды, потихоньку катимся со скоростью 10-12 км/ч, несмотря на заметный уклон в 2-3%, когда от одного из домов отделяются две черных точки – огромные рычащие псы чуть ли не километр бегут за нами, заставляя немало прибавить в скорости, и отстают только у моста через речку Балыкты. Вскоре перед нами открывается вид на верховья долины Ат-Баши (фото 45), а дорога сворачивает на запад и вьется вдоль берега реки (фото 46), то поднимаясь по склону над отвесными берегами, то спускаясь к самой воде.
(фото 47,48) |
К обеду тучи успевают перевалить через хребет и, за поселком Босого, (фото 47) сильные порывы ветра уже доносят до нас крупные капли дождя, а вскоре начинается настоящий ливень, хотя совсем рядом, на другом берегу реки, светит солнце. И без того колючий холодный дождь быстро сменился градом и, также стремительно, закончился, как только мы добрались до моста через Ат-Баши (фото 48). Сняв теплую одежду и немного обсохнув, решаем до наступления темноты добраться до Нарына и, оставив склоны хребта позади, едем в сторону сухих предгорий перевала Кызыл-Бель.
Двадцати пяти километровая гравийка от реки до аила Ак-Муз так разбита, что напоминает скорее слаломную трассу, а не сельскую грунтовку – так часто приходится петлять между ямами и рытвинами. Временами положение спасает колея, идущая рядом, которую весь проходящий транспорт использует вместо пришедшей в негодность основной дороги. Вот и маленький, одноэтажный поселок с небольшой мечетью у окраины и следами асфальта на центральной улице. Табличка с надписью «милиция» показывает в сторону какого-то развалившегося сарая, а свора дворовых собак с радостным лаем сопровождает нас до последних домов.
Сразу за Ак-Музом, миновав поворот к поселку Ат-Баши, устраиваем небольшой перекус, совмещенный с элементами ориентирования на местности. До Нарына, судя по карте, еще 35 километров, из них около двадцати приходится на подъемы – дорога поднимается по подножиям одноименного хребта к перевалу Кызыл-Бель. До наступления темноты еще три часа и мы решаем добраться до города сегодня же.
(фото 49) |
На подъеме около кладбища (фото 49) ко мне подъезжает на стареньком велике какой-то местный паренек и живо начинает что-то спрашивать по-киргизски. Диалога у нас не получилось – из нескольких фраз я понял только вопрос о том, куда мы едем, у собеседника же моего, с русским тоже оказалось неважно. Хотя, надо отметить, знание языка вовсе не является барьером общению в этих местах. Пол-часа спустя нас уже угощал кумысом и приглашал в гости мальчик-чабан, ни слова не говоривший по русски, но ничуть не стеснявшийся этого момента.
(фото 50) |
На семнадцатом километре от Ак-Муза дорожные столбики, ведущие счет от Торугарта, заканчиваются – мы прощаемся с грунтовыми дорогами и выезжаем на трассу Нарын - Ат-Баши. На ближайшем к дороге возвышении виден большой, заметный издалека, силуэт президента Киргизии – так здесь отмечен наивысшый участок дороги. Сам перевал Кызыл-Бель расположен на меньшей высоте (2484 м) и нам теперь предстоял пятикилометровый спуск по довольно живописной долине (фото 50), а затем такой же подъем.
На перевальной седловине, где мы остановились, чтобы закрепить сигнальные фонари – стало смеркаться – стоит небольшой вагончик-хибара. Пацан, выскочивший оттуда, без лиших слов сразу стал просить у меня пять сомов, получив которые, обраовался и убежал в дом. А через пару минут показался оттуда в сопровождении почтенного возраста старушенции и принялся "окучивать" Дениса, рассказав ему, что живут с бабушкой они здесь одни.
Попрощавшись с обитателями хибары, медленно едем вниз. Трехкилометровый участок перевального взлета со стороны Нарына – обычная гравийка, где каждая проезжающая легковушка поднимает такие клубы пыли, что приходится съезжать на обочину и останавливаться. Наконец, начинается асфальт и остаток пути нам остается только жать на тормоза.
К сумеркам, под заунывные звуки молитвы, доносящейся из мечети, мы въехали в Нарын, кажущийся после Аксайских сыртов прямо таки центром цивилизации. Уже в темноте, немного помыкавшись, нам удалось разыскать дом Маримы – плутая по узким переулочкам мы встретили ее на улице, идущую за водой. Тоже удача.
Непривычная тишина в доме Маримы поднимает нас на ноги уже к семи утра. Легко позавтракав, отправляемся на небольшую экскурсию по Нарыну - в наши планы входит посещение переговорного пункта и приобретение фотопленки. К девяти часам город уже весьма оживлен, особенно в центральной части, которая находится на левом берегу реки - здесь даже есть два троллейбусных маршрута. Поторопившись “отщелкать” четыре кассеты за пять дней, я остался с тремя кадрами в фотоаппарате – пленки в Нарыне не нашлось и, теперь мы направляемся в северо-западный район города, к выезду на Балыкчи.
Гладкий асфальт воспринимается как праздник после рытвин и бездорожья Аксайской долины и относительно крутой двухкилометровый взлет мы проскакиваем, не замечая. Затем дорога плавно поворачивает на северо-запад и нас ждут двадцать пять километров ровной, практичеси без подъемов и спусков, трассы. Движение транспорта здесь довольно интенсивно – раз в две-три минуты мимо пролетает излюбленный местными водителями 412-й, реже навстречу идут огромные “фуры”, груженые металлоломом.
За поселком Оттук горы приближаются к дороге и, через пять километров, мы уже поднимаемся по ущелью Кара-Ункур. В южной части долина относительно широка и мы видели массу мест, пригодных для организации биваков. Вдоль реки здесь растет низкий, преимущественно кустарниковый, лес, в котором может и стоило остановиться, если б нам не надо было спешить вверх. Через десять километров подъема ущелье становится голым, но не безжизненным. Вот, рядом с указателем поворота на Сон-Коль, несколько юрт. Тут же – импровизированный прилавок у дороги с пивом и сигаретами. Многие группы туристов проезжают на озеро именно по этой дороге и маленький бизнес местны жителей тут имеет выраженный сезонный характер. Выше, перед перевалом Долон, мы встретили настоящий маленький городок из вагончиков и юрт, представляющих собой маленькие “забегаловки”, в которых кормятся проезжающие водители и пассажиры.
Пятистами метрами выше поворота на Сон-Коль мое внимание привлекает грунтовка, уходящая через понижения в подступающем хребте на восток. Достав карту, делаю прикидки, что по ней можно попасть “через горы” к поселку Эчки-Баши, который мы миновали два часа назад. У нас “пятикилометровка” и многих небольших дорог на ней просто нет. Впрочем, путешествуя по этой маленькой стране, можно найти на множество таких полузаброшенных грунтовок, дающих возможность прокладывать интересные и уникальные маршруты.
До перевала Долон остается всего около восьми километров, когда мы решаем останавливаться на ночевку. Сам подъем на перевал представляет собой крутой, около 15%, гравийный участок и лезть затемно на высоту 3000 не так уж и хочется. Верхняя часть ущелья Кара-Ункур не очень то богата потенциальными бивачными местами, поэтому мы возвращаемся на пол-километра назад, к небольшому логу, уходящему на запад от основного ущелья. Тут удается выбрать площадку у редких елей на верхней границе леса, а шум автотрассы практически не слышен, но за водой, однако, приходится спускаться к реке у самой дороги.
Утром мы позволили себе отоспаться и вышли на трассу лишь к девяти часам, когда движение уже стало достаточно оживленным – со стороны Нарына уже потянулись вереницы машин.
За три километра до перевала, у группы вагончиков-кафе, асфальт заканчивается и дорога поворачивает налево. На восток, в другую сторону, неясно как далеко, уходит заросшая грунтовка. Видимо, это одна из многих заброшенных дорог, сетью которых опутаны отроги Терскея. Что-то об этой грунтовке говорил водитель Коля, везший нас в Нарын, то ли раньше там находился какой-то завод то ли колхоз, теперь же, по его словам, там уже ничего нет.
(фото 51) |
В одинадцать часов, тщательно проверив тормоза и протянув все до единого болтика, мы начали спуск с перевала Долон (3038 м). На участке трассы Долон-Балыкчи мы надеялись не потерять мого времени, казалось бы - не забывай тормозить, да и только. Однако, тормозить не пришлось – через пятнадцать километров, после того как позади остались повороты на Сон-Коль (фото 51) и Арчалы, погода резко меняется и сильные порывы ветра превращают спуск в тяжелую “пилежку”…
Вот, наконец, дорога вышла из ущелья в широкую долину Кочкорской впадины. Здесь, несмотря на высоту около двух тысяч метров, довольно мягкий климат. Долина закрыта с севера отрогами хребтов и даже зимой, в солнечную погоду тут настоящая весна. Местное население живет в основном за счет содержания скота и выращивания картофеля.
Мы свернули на восток и теперь ветер стал дуть сбоку, не так сильно сопротивляясь нашему возвращению. Но не только горы и воздух старались задержать нас – на выезде из ущелья прямо на дорогу выпрыгнули две огромных кавказских овчарки и с огромной скоростью устремились за мной и Денисом. К счастью, через пару сотен метров собаки потеряли интерес к преследованию и отстали..
Перед поселком Кочкор мы сворачиваем вправо на объездную трассу, огибающую аил с юга. Она идет по тополинной аллее вдоль ярких полуразрушенных отрогов Терскея, а за поселком снова соединяется с дорогой, проходящей через населенный пункт. Постояв на этом своебразном перекрестке – отсюда транспорт идет в Нарын, Кочкор, Балыкчи и на запад, к перевалу Алабель - отправляемся на дальнейшую борьбу с ветром, который то усиливается, то затихает, давая возможность хоть на минуту расслабтиться и не крутить педали.
(фото 52) |
К пяти вечера впереди открывается замечательный вид на Орто-Токойское водохранилище (фото 52), построенное на реке Чу в 1957 годy. Стратегически, здесь наиболее выгодно делать стоянку – на берегах достаточно удобных мест, удаленных от трассы, а в хорошую погоду можно и поплавать в теплой пресной воде. Тем не менее, мы совершаем тактический промах, решив сегодня же добраться до пригорода Балыкчи, разбив бивак около реки Чу.
(фото 53) |
Еще час шустрого темпа (фото 53) и на севере появляется голубая полоска Иссык-Куля, здесь дорога раздваивается – направо уходит прямая срезка до села Оттук на побережье, а мы проезжаем прямо, к реке Чу. Наконец-то стих ветер, чаще замелькала дорожная разметка, отражаясь в зеркальном покрытии ветрозащитных очков. Успеть бы до темоты.
У маленького поселка на обочине сидят взрослые и дети. Абрикосы – сорок сом за ведро – основнойтовар на импровизированном базарчике. Завидев нас издалека, дети вскакивают, машут руками и внятно матерят нас на киргизском. Аксакалам, сидящим у ведер с фруктами, это нравится – они смеются, видимо, восхищаясь “отчаяности” своих внуков. И не понимают, насколько чудовищно цивилизация исковеркала бытовую культуру гостеприимного киргизского народа.
Птеряв пол часа на замене проколотой камеры, начинаем безуспешные поиски подходящего места для бивака. Увы – альтернативой колючим зарослям и заболоченным берегам являются только кучи бытовых отходов и какого-то неопределенного хлама. Ощущая туманность перспективы остаться на ночевку у берегов Чу, решаем добраться до Балыкчи, благо осталось всего лишь около десяти километров.
Тем временем, моросивший уже пол часа мелкий дождик превращается в настоящий ливень – мокрые и злые мы подъезжаем к автовокзалу в половине девятого. Ни в Чолпон-Ату, ни в Алма-Ату уже не уехать – лишь какие-то мрачные фигуры расхаживают под уличными фонарями.. После предпринятых маневров по поиску предложений недорогого ночлега, перед нами предстает угловатых форм детина, с ходу называющего число "150".
- За двоих? – спарашиваю я.
- Нэт, за одного! – отвечает мужик.
- Сто – говорю я, на чем мы и завершаем торг.
С трудом затащив велосипеды с багажом на четвертый этаж небольшого панельного дома, осторожно осматриваем жилье. Мужик удаляется с обещанием принести через пять минут постельное белье, а мы тем временем переживаем небольшой шок от созерцания иннтерьера этой “гостиницы”. Ясно одно – за сто сомов с носа мы с большим комфортом переночуем и на улице под проливным дождем…
- Ээ.. Уэ! Эау! Ааэ! – с недоуменными криками нас догоняет на улице
“хозяин”.
- Досвидания – говорю ему – за сто сом хотя бы жилье в порядок приводить
надо.
- Ээ! Скидка будет! Семьдесят пять давай! – разочаровался мужик.
Мы уезжаем. Муниципальная гостиница в Балыкчи находится на ремонте и единственным вариантом найти крышу на ночь является железнодорожный вокзал. Найти последний в кромешной тьме удается с огромным трудом, зато компенсацией блужданий по мокрым закоулкам стала невысокая (49 сом) цена вокзальной гостиницы и относительный уют.
8 день. г. Чолпон-Ата
(фото 54,55,56) |
Мелкий моросящий дождь и затянутые облаками хребты – такое унылое утро встретило нас в день возвращения в Алма-Ату.
(фото 57) |
Однако, первым делом мы отправляемся на автовокзал и добираемся на “маршрутке”
до Чолпон-Аты, где в небольшом дачном поселке около города нас ждет Сергей
(фото 54). Еще в прошлом году, спустившись
с перевала Кок-Ойрык, мы встретили этого приветливого доброжелательного
человека, а разговорившись, узнали, что он также увлечен велосипедными
путешествиями, фотографией и природой Киргизии. В этот же раз, по предварительной
договоренности, в нашем распоряжении целый дачный домик с плодоносящим
садом (фото 55) и баней. Кроме того,
в десяти минутах ходьбы находится “музей под открытым небом”, где расположена
стоянка древних кочевников с петроглифами на камнях (фото
56) и каменными изваяниями (фото 57).
Теперь, после набивания желудков абрикосами, ежевикой и яблоками, наш
путь лежит к Чолпон-Атинскому автовокзалу, откуда мы и уезжаем в Алма-Ату.
Нитка маршрута: ущ. Таш-Рабат – пер. Таш-Рабат (3964) – оз. Чатыр-Коль – пер. Кок-Айгыр (3600) – ущ. Ак-Сай – пер. Кынды (3400) – ущ. Ат-Баши – пер. Кызыл-Бель (2284) – г. Нарын – ущ. Кара-Ункур – пер. Долон (3038) – г. Балыкчи
Общая протяженность маршрута – 520 км
Интегральный набор высоты – 3800 м
Таблица 1. Пройденные перевалы
N |
Перевал |
Высота |
Граничащие ущелья |
Характер дороги и склонов |
1 |
Таш-Рабат |
3964 |
Таш-Рабат – котловина озера Чатыр-Коль |
Слабо выраженная конная тропа. Склоны осыпные,
до 35 град. |
2 |
Кок-Айгыр |
3600 |
Чатыркольская котловина – долина реки Ак-Сай |
Грунтовая автомобильная дорога. Уклон до 3%.
Множество размывов. |
3 |
Кынды |
3400 |
Аксайская долина – ущелье Ат-Баши |
Грунтовая автомобильная дорога. Уклон до 12%. |
4 |
Кызыл-Бель |
2484 |
Ат-Башинская котловина – ущелье Нарын |
Асфальтовая автотрасса. Уклон до 14%. Со стороны
нарына 2-х километровый превальный взлет - гравийка |
5 |
Долон |
3038 |
Ущелье Кара-Ункур – долина реки Чу |
Асфальтовая автотрасса. Уклон до 14%. Перевальный
взлет (2 км с юга и 500 м с севера) – гравийка. |
Таблица 2. График движения
N |
Участок маршрута |
время старта и бивака |
Пройдено, км |
Ходовое время, ч |
Перепад высот, м |
1 |
трасса Нарын-Торугарт – ущелье Таш-Рабат |
12:00 - 17:00 |
26 |
4 |
+ 800 |
2 |
ущ. Таш-Рабат – пер. Таш-Рабат – оз. Чатыр-Коль |
8:45 – 18:00 |
28 |
7 |
+ 700, - 400 |
3 |
р. Кок-Айгыр – р. Терек |
7:45 – 19:00 |
78 |
6 |
+100, -200 |
4 |
р. Терек – застава Кынды |
7:45 – 19:00 |
70 |
5 |
+400, -300 |
5 |
застава Кынды – пер. Кынды – пер. Кызыл-Бель – г. Нарын |
7:30 – 19:30 |
115 |
8 |
+ 600, - 900 |
6 |
г. Нарын – ущ. Кара-Ункур |
10:00 – 18:00 |
70 |
6 |
+ 800 |
7 |
ущ.Кара-Ункур – пер. Долон – г. Балыкчи |
9:00 – 20:00 |
130 |
9 |
+ 400, - 1700 |