Вернуться к началу

В Тургеньское ущелье - на велосипеде.

Автор:(BigMax).

Тургеньское ущелье - одно из живописнейших мест в окрестностях Алматы. Ущелье богато на достопримечательности - форелевое хозяйство (где по рассказам рыбаков рыба сама кидается на голый крючок), памятник Золотому Человеку, реликтовые Чинь-Тургеньские моховые ельники. Но более всего ущелье славиться своими водопадами - Медвежий и Кайракский. Оба водопада интересны по своему. Водопад Медвежий притягивает 30-метровой высотой, а Кайракский - мощным потоком воды, пробившим в скале целый туннель.

Впервые я побывал в Тургеньском ущелье в 2002 году - родное предприятие решило отпраздновать завершение очередной спартакиады и собственный юбилей а)культурной программой в ночном клубе и б)продолжением этой культурной программы в Тургеньском ущелье. Т.к. последствия прошлой ночи еще не выветрились и на спиртное даже смотреть было противно, решил чтобы время не терять сходить на обещяный в культурной программе водопад (я тогда еще не знал, что их два). Расспросил у местных мужиков - те сказали, что мол топай вверх до Батана, после него развилка. На развилке повернуть направо и через 8 км будет водопад - Кайракский. Часть пути прошел пешком, часть (повезло) подбросили на УАЗике лесники, короче добрался.

Водопад конечно поразил. Описывать не буду, да и не получается у меня это. Наиболее яркое впечатление от него - это ощущение мощи и силы, когда стоя на смотровой площадке и ловя лицом водяную пыл наблюдаешь за потоком.

Медвежий водопад после Кайракского не произвел на меня никакого впечатления - ну падает с 30-ти метровой высоты, ну и что? Где мощь, где сила? Так что если вы еще не видели Тургеньских водопадов и только собираетесь их посетить, то мой вам совет - чтобы не перебить впечатления, начинайте с Медвежьего. Тем более, что он расположен километров на 20 раньше Кайракского. Единственная проблема - на байке не подъедишь, т.к. те пару километров, что отделяют его от дороги можно пройти только пешком.

Ну вот, с предысторией закончил, приступаю к тому, из за чего вообще затеян этот рассказ - покорению мной на байке Тургеньского ущелья. Фи и фу скажите вы? Подумаешь, смотался туда обратно 220 км, где же здесь покорение-то? И будете конечно совершенно правы. Но! Дело в том, что мне далось проехать этот маршрут только с четвертой попытки. Так что покорял - по другому не скажешь...

И так, попытка номер один - май 2003г.

Небольшая преамбула - многие наверное помнят, что весна прошлого, 2003 года на байкерском форуме Центра Тяжести проходила под лозунгом "Ищутся лоси!". Автором и идейным вдохновителем проекта был Андрей Ухов (ASolo), за что ему огромное спасибо. Первым маршрутом, пройденным под этим лозунгом была поездка к Иссыкскому озеру, вторым - плато Ушконыр, ну а третьим - Тургеньское ущелье.

К сожалению, ни в первой, ни во второй поездке я по ряду объективных и субъективных причин не участвовал, и когда под лозунгом "Ищутся лоси-3" народ стал бурно обсуждать и готовиться к поездке, я оценив свои возможности решил попытаться проехать этот маршрут самостоятельно на день раньше.

Настроен я был очень серьезно, так что накрапывающий время от времени дождик меня не остановил. Не остановил меня и начавшийся километрах в 10 за городом дождь. Но когда на меня обрушился ливень, да такой, что в очках невозможно было ехать - так их заливало водой, и довольно ощутимо поймав несколько раз передним колесом скрытые потоками воды колдобины дороги вдоль Большого Алматинского Канала (БАКа), плюнул и повернул назад.

В результате было пройдено 53км.
На следующий день "Лоси" удачно прошли маршрут, а я отдраивал ржавчину с цепи.

Попытка номер два - август 2003г.

На этот раз я решил поступить по другому - прекрасно понимая, что весь маршрут я проехать скорее всего не смогу из-за недостаточной физической подготовки, я решил пойти на хитрость. Расписав родным все красоты тургеньских водопадов, я уломал их поехать вместо дачи в Тургеньское ущелье. План был такой - я выезжаю в 5-30 утра на велосипеде, родители выезжают в 10 утра ну и по моим расчетам, где-то в ущелье они должны были меня нагнать, ну а дальше уже по обстоятельствам - или я пилю вверх по ущелью своим ходом, или если сил уже не будет, заезжаю на машине. Затем спускаюсь к началу ущелья своим ходом, сажусь в машину и домой...
Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги...

Первая неувязочка - я не знал, как проехать к Тургеньскому ущелью через Иссык. Ну и блеснул логикой - раз ущелье Тургеньское, то через село Тургень я уж туда попаду без проблем, тем более - где сворачивать с БАКа на это село я уже знал. Ну и как в последствии выяснилось, это гениальное решение удлинило маршрут в одну сторону на 30 км...

Второй сюрприз меня ожидал, когда я по дороге вдоль БАКа подъехал к мосту через реку - моста не было - смыло нафиг! Ну что делать - о броде я даже и думать не стал, т.к. течение в реке было очень бурным, так что пришлось ехать в объезд, что увеличило маршрут еще на 6 километров, половина из которых была с весьма нехилым уклоном. Ладно думаю, не успею раньше приехать к ущелью, так подберут по дороге... Какой там...

Дополз я все-таки до ущелья (на велокомпьютере было сто с чем-то там км) - своих нигде не увидел, так что повалился в тенечке на траву и стал ждать.
Минут через 20 подъезжают мои со стороны Иссыка и с воплями "Да где же тебя черти носят!" запихивают меня вместе с велосипедом в УАЗик. Оказывается, что они выехали на час раньше, чем мы договаривались, по приезду долго меня ждали, затем долго искали (опять же не по тем дорогам, по которым договаривались) и настроение было у всех соответствующее. Ладно, едем дальше к Кайракскому водопаду на машине, по дороге обгоняя троих байкеров. И тут новый сюрприз - километра за два до Батана река размыла кусок дороги и в результате получился нехилый брод. Пешком его можно обойти по тропинку через прилегающую скалу, а вот объехать - никак. Водитель УАЗика правда порывался - мол в пять минут перевезу. Ну его быстро успокоили - "ты по горным рекам вообще не ездил, так что сиди и не рыпайся" и начали потихоньку выгружаться всем гамузом, чтобы топать на тот берег. Только я начал собирать велосипед, подкатывают давнешнии велосипедисты и не останавливаясь, с ходу берут скалу штурмом, и ломятся дальше. Рукой им даже и то помахать не успел. Вот думаю, что значит со свежими силами...

Ладно, перебираюсь на ту сторону, мои выбирают место для пикника, водопад для меня уже накрылся, т.к. одного меня не отпускают - "не фиг, и так тебя черте сколько ждали". Короче решил прокатиться до Батана, посмотреть что там и как, а тут обогнавшие меня велосипедисты уже навстречу едут... Остановились, поздоровались - первого велосипедиста звали Falcon, имен парня с девушкой я к сожалению не запомнил. До Тургеньского ущелья они доехали на машине, а дальше по ущелью уже рванули на велосипедах. До водопада им впрочем тоже доехать не удалось, т.к. первый же мост за Батаном тоже смыло.

Я успокоился, пошел к своим, покушал. Начали собираться обратно, ну думаю, теперь хоть самое приятное во всей поездке будет - спуск по ущелью. Но и тут случился облом - начался дождь, мне было сказано - все, никаких велосипедов - едем домой.

С тех пор, чтобы я куда ни будь поехал с группой поддержки - ну его нафиг... Уж лучше самому - медленнее, тяжелее но зато все под моим контролем.

Попытка номер три - август 2003г.

Тут уже дело пошло на принцип и я, отдохнув две недели, рванул сам. Смытый мост через р.Талгар на этот раз объезжать не стал - течение было совсем небольшое, так что без проблем перешел вброд. Ехал уже через Иссык а не через Тургень, но все-таки не по самому оптимальному маршруту, как впоследствии выяснилось.

До Тургеньского ущелья доехал вполне бодренький, а вот дальше... Стояла весьма жаркая и безветренная погода, а я по неопытности взял всего одну пол-литровую фляжку для воды. Пока было раннее утро - ехал по предгорью - проблем не было. Но когда повернул в ущелье, воды стало катастрофически не хватать. Вообще, в самом ущелье на протяжении примерно 30-ти километров расположены три родника и я со своей фляжкой от одного до другого просто не дотягивал, причем пару раз доходило до того, что ехать вообще не мог - живот подводит с голодухи, но аппетита нет, а силой еду в рот не запихнешь, т.к. нет воды. Да и прихватило еще в таком месте, что вот, она речка течет под ногами, а не спустишься никак - круто. Ну что делать? Стал останавливать проходящие машины, просить воды. В первой машине два парня посмотрели как на идиота и со словами "Зачем тебе вода, вон же речка течет!", зато в следующей машине дали без всяких разговоров, за что им большое спасибо.

Ладно, кое как дотелепался до размытого куска дороги, там же было столпотворение - устраивали покатушки. Каких там только джипов не было... А занимались они тем, что переезжали через брод - один проедет, другого лебедкой вытаскивают, ну и так далее...

Перелез я с велосипедом через скалу и поехал к Батану. В Батане зарулил в кафешку, скупил всю Колу, что у них там была (две литровые бутылки) и со словами "да нафиг мне сдался этот водопад" завалился в теньке на травку отпаивать организм. Причем нахлестался этой колы до такой степени, что пена разве что из ушей не шла (дорвался блин...).
Отлежался часик и потихоньку поехал обратно. Спуск меня такого всего из себя измученного весьма разочаровал, т.к. дул сильный встречный ветер и практически все время приходилось вкручивать.

Ну а часть маршрута от Иссыка до Тургеньского ущелья (10км) вообще придумали садисты - туда несешься под пятьдесят, зато обратно..., в самое пекло..., выложившись в самом ущелье...

Не знаю как, но я все-таки доехал до Иссыка, там остановился у первого ларька, ногами запихал в себя Сникерс, отпился минералкой и поехал дальше. Т.к. моста на БАКе был смыт, решил возвращаться через Талгар. Еще думал что будет проще чем по БАКу - от Иссыка к Талгару под горку и от Талгара до Алматы практически тоже самое. Щаз! Не тут то было - вернее все было правильно, только я не учел одного момента - сам Талгар представляет из себя сплошной подъем протяженностью чуть ли не 10 км. Как я это я этот подъем проехал - сам не знаю...

Ну и после Талгара тоже было все не слава богу. Ремонтники укладывали на дорогу новое полотно, вернее даже не полотно, а просто сверху на битум сажали щебенку. Так вот, еду я на скорости более 40км/ч. А вокруг только свист стоит от вылетающих из под колес машин камней.
Повезло - ни один камень серьезно не попал, ну и водителям спасибо конечно - объезжали на заметно большем расстоянии...

Вот так закончилась третья попытка - опять не доехал до намеченной цели, причем оставалось совсем немного - от Батана до водопада всего 8 километров, правда эти километры самые сложные на маршруте.

Ну и наконец четвертая попытка - апрель 2004г.

В этот раз .помня прошлогоднюю жару, решил не дожидаться лета и съездить в ущелье весной. Погода дурковала - по прогнозу обещали то переменную облачность, то дождь, то облачность без дождя... Поэтому долго не мог решить, в какой одежде ехать - по летнему (в шортах, майке) или все таки в штанах, теплой майке с длинным рукавом. После долгих раздумий остановился на втором варианте, и в целом к сожалению прогадал. Первые 3 часа ходили мрачный тучи, и написано на тех тучах было - сейчас ливану, но потом все сошло на нет, и стало просто-напросто жарко.

Цветущая яблоня

До смытого моста через р.Талгар, не доехал, а прям долетел - так быстро я по БАКу еще не ездил, наверное ветер попутный был. Подъезжаю к мосту и глазам свои не верю - стоит куча техники и мост явно начали восстанавливать. Уже на обратном пути со строителями переговорил - сказали, что к концу мая мост уже будет готов. Ну а пока решил пересечь реку проверенным путем - по огромной бетонной трубе, проложенной под руслом реки и по которой протекает канал. Заранее поглядел, воды в канале не было, так что можно было суваться. Правда насторожило, видневшееся с той стороны отверстие было не круглой формы, но решил все таки по трубе. Насторожился оказывается не зря - с той стороны была опущена железная заслонка и закрывала две трети трубы. Кое как протиснул велосипед, пролез сам - а стой стороны уже вовсю плещется вода - кое как по стеночке выбрался из канала на берег и решил, что все, с трубами пора завязывать.


Памятник золотому человеку

В Иссыке в центре города дорого окончательно раздолбали - ехал практически все время стоя, чтобы задницу не отбивать. На участке от Иссыка до Тургеньского ущелья вовсю цветут сады, так что не удержался и остановился пофотографировать.

В Тургеньском ущелье мужик, взимавший деньги за проезд сказал, что на 23 километре сошла лавина и дальше на машине проехать было невозможно.
Ладно, погляжу на ихнюю лавину...

Глазами памятника

После КПП заехал посмотреть на памятник Золотому Человеку, а то столько раз уже ездил а памятник даже и не замечал - сильно не до того наверное было...

Через несколько километров остановился передохнуть и переговорил еще с одним человеком, тот тоже говорит - лавина, ну прям местная достопримечательность какая-то...

Еду дальше - едется по сравнению с прошлым годом ну просто легко, прямо даже не верится, что умудрился набрать такую форму.

Лавина I
Лавина II

И вот наконец - лавина. Сказать, что я был разочарован - значит вообще ничего не сказать - ну стоило ли из за этой кучи снега шум гам поднимать, тем более и машины ее спокойно проезжают. Сфотографировал ее для истории и еду дальше - проехал буквально пару километров, только выехал из-за поворота, и аж рот открыл - дорогу перегородила огромная куча навоза, иначе ее и не назовешь... Ну думаю, может перепутали, может сель сошел а не лавина. Подхожу поближе - нет, действительно лавина! Просто сплошняком засыпанная толстым слоем перегнившей хвои. Как так получилось, даже и не представляю...

Промоина

Перебрался, еду дальше. Подъезжаю к тому месту, где смыло кусок дороги - дорогу не восстановили, но сделали дамбу из камней, так что проехать теперь можно без проблем (во всяком случае пока уровень воды в реке небольшой).

Проехал за Батан и вот он, смытый мост. Подойти к мосту удалось вплотную - только вот проблема, затащить на него велосипед, т.к. высота довольно большая, метра два, не меньше. Проклиная все на свете, и себя в том числе - мол "нафиг ты один поперся" кое как закинул наверх велосипед, оборачиваюсь - и не верю своим глазам! К мосту подъезжают четыре велосипедиста, два мужика, две девушки. Оказалось - американцы. До лавины доехали на на машине, а дальше уже на великах... Блин, какие у них велосипеды легкие по сравнению с моим, правда я с собой столько всякой фигни вожу, может из-за этого, они то совсем налегке ехали...

Смытый мост

Дальше уже поехали вместе, правда как вместе - одна пара сразу вперед рванула, другая так же стремительно от меня отстала, так что как я начал один ехать, так до водопада и ехал.


Американцы

Ну а на водопаде я поймал самый крупный облом за всю поездку - там нигде не было воды, вернее воды было навалом, но не было питьевой, вся вода была с глиной. А все мои танкеры были пусты, так что ни о каком привале рядом с водопадом не могло быть и речи. А самое обидное было то, что буквально за пару километров до водопада я проехал мимо родника с отличной водой - еще была мысль набрать, но во не набрал - хотел ведь на водопаде, ну и получил закономерный облом.

Смытый мост

Американцы в общем тоже сильно задерживаться не стали, так что мы пофотографировались ну и рванули обратно - они к своему джипу, я - домой.

Ну вот и все, единственно что еще хочу сказать - конец апреля для поездки в Тургеньское ущелье все-таки рановато. Трава в верховьях ущелья еще желтая, пожухлая - прошлогодняя, деревья еще не обросли листвой, а вот через месяц я думаю - ущелье предстанет во всей своей красе.



Все фотографии с поездки


Используются технологии uCoz