Вернуться к началу

Тур девяти озер или 3800 км в поисках красот Алтая.

 

Предисловие

«А поедем в этом году на Рахмановские» такая фраза прозвучала зимой 2005 года на праздновании толи Нового Года толи еще какого-то повода для пьянства. Позже были согласования отпусков, упавшие сервера (не позволившие Пчелке ехать с нами) получения разрешений для въезда в пограничную зону, закупки всего необходимого, поиски карт и любой другой информации – вообщем все готовились основательно. И вот, наконец, день «Ч».

 

Пролог.

День «Ч» начался в 4 утра со сбора Мишани и Андрея с Иринкой и встречи с остальной компанией на Делике при выезде из города.

 

Дождавшись Серегу (который остригся и стал похож на Федю из фильма «Приключения Шурика») погнали на север. Проскочив Капчик, в хорошем темпе добрались до Талдыка, где Серега не поверив ГПСу поехал по указателям и проехал лишний квартал (позже недоверие пройдет и проезжая в 12 ночи мимо Алаколя, Серега будет молить о том, чтобы мы ему сказали куда ехать). Периодически закупаемся в придорожных магазинах и охлаждаемся в речушках по направлению к Аягузу.

 

Трасса в целом хороша, временами встречаются отрезки дорог после ремонта аля «шпалы» – перегруженный зад Мистрала бьет в отбойники, а Сержевская Делика наоборот летит по этой дороге быстрее всех. На подъездах к Аягузу слышу неуместный свист из под торпеды – предполагаю, что пробило патрубок воздуховода от турбины (на заправке в Аягузе в этом убеждаемся) и применив рулон изоленты двигаем дальше. Изолента прогорела через 50 км и следующие два дня мы регулярно искали, чем бы починится.

Так как у Вадима была назначена встреча в Георгиевке, нам пришлось гнать до последнего, а в самой Георгиевке искать третью Делику. Покружили мы там вдоволь, объехав все въезды/выезды из города. В итоге дошло до абсурда, когда на заправке мы спросили, не видели ли они Делику, и получили утвердительный ответ… радость сменилась пониманием того, что это НАС они видели на прошлом круге полчаса назад. В итоге все друг друга нашли и завалились спать как убитые в 15 метрах от трассы.

 

Общий пробег за день 1008 км (984 км по ГПСу – включил его уже за городом – в дальнейшем все расстояния буду давать по нему т.к. он был включен постоянно).

 

День второй. Бухтарма, Самарские пляжи.

Во второй день проехали намного меньше – отдых на Самарских пляжах был очень кстати после вчерашних гонок. В поселке с симпатичными колодцами

 

закупаемся пивом и вторую половину дня проводим, расслабляясь на пляже.

<

 

Найденная лодка наглым образом была использована в развлекательно-познавательных целях.

 

А установившиеся «связи» с местными рыбаками снабжают нас афигенными деликатесами.

 

Также полудневка позволила починить патрубок воздуховода при помощи пары хомутов  и обрезка от консервной банки. Без такой-то матери дело тоже не обошлось… ремонт был выполнен качественно и с этой жестянкой машина прошла весь остальной маршрут.

 

Общий пробег за день составил 245 км.

 

День третий. Западный берег Бухтармы – Паром – Восточный берег Бухтармы.

Утро началось удивительно рано – около часа ночи почти всем пришлось проснуться от шторма. У Андрея с Иринкой палатка совсем легла – остальные отделались перетаскиванием своих палаток под ветровое укрытие машин. С утра после полного Т.О. байков

 

было решено наконец-то покататься на них – тем более расстояние до парома (32 км) было небольшим, и рельеф способствовал.

 

Даже при погрузке на паром Андюха не выпускал изо рта Бухтарминских деликатесов :-)

 

Как впрочем и некоторые другие бесплатные пассажиры парома

 

На восточном берегу долго искали место для ночевки, ездили вперед назад, а когда нашли красивое место

 

надрызгались в зюзю

 

Общий пробег за день составил 54 км.

 

День четвертый. Бухтарма – озеро Арасан.

Утром, попрощавшись с Астанчанами (позже мы еще с ними встретимся) мы двинули в ущелье. Наконец, мы добрались до основной цели всего тура – горного Алтая. На подъездах к Катон-карагаю природа изменилась, появились хвойные леса, и было просто невозможно проехать мимо – все вывалили из машин

 

и пошли пастись по местным лугам земляники

 

Надышавшись свежим воздухом, двинули в Катон, где за пол МРП за человеко-день получили разрешение на 4 дня посещения заповедника. Хотя многим разрешение уже было не нужно - они ассимилировались среди местной фауны…

 

За Урылем дорога потеряла свое асфальтовое покрытие, которое позднее мы увидим, уже выехав из Алтая (по пути к Зайсану). Подъем на озеро Арасан (оно находится на пару км ниже Рахмановского) не представляет чего-либо примечательного, кроме того, что это отвратительная грунтовка – местами похожая на подъем на Асы, только намного длиннее, но и проще технически.

За ~16 км до Арасана Мишаня решает ехать дальше на байке. На наши уговоры и собирающиеся тучи над головой не реагирует. В итоге мокрый но кажется довольный доезжает до нашего лагеря (Серж вернулся и пытался его уговорить сесть в машину, но он по рыцарски послал всех нафиг). После разбивания лагеря и ужина со 100гр. на грудь для профилактики, некоторым становится очень весело, и с песнями всей толпой все идут по дороге от места стоянки на ключи, посмотреть-покупаться. Но, упершись в ворота санатория с несговорчивой охраной, возвращаются назад. Я после 100 грам ниасилил никуда идти и единственный раз за всю поездку уснул в машине… не лучшее решение спать на передних сиденьях «сидя» на ручнике и обняв ногами руль…

 

 

Общий пробег за день неизвестен, так как трек был утерян во время поисков дороги на перевал Бурхат (Мишаня проехал около 16 км на байке).

 

День пятый. Озера Арасан и Рахмановское.

Проснувшись утром, мы оказались среди бесподобной красоты.

 

Андрей и Иришка убежали искать Белуху, которую впрочем, не увидели из-за облачности, все остальные разбрелись в поисках наиболее красивых мест для утреннего моциона.

 

Поднявшись к Рахмановским ключам и вспомнив навыки и знания юриста прорываемся через территорию блатного дома отдыха бесплатно к озеру. Там покатавшись по «деревянным тропам»

 

затариваем байки в лесу и гуляем дальше пешком.

Насмотревшись на местные красоты-водопады до тошнотиков

 

проводим весь оставшийся день, отдыхая и ничегонеделая, а весь вечер у костра играя в мафию.

 

Общий пробег за день составил 11 км из которых 6  на байках.

 

День шестой. Озеро Рахмановское – озеро Язовое.

Утром неспешно собравшись выдвигаемся в сторону озера Язевого. В основном этот день проводим на байках, сначала небольшой торчок от Арасана, затем длинный спуск до бывшего поворота на поселка Язевое. Так как карты нас подводят, мы по ошибке проезжаем поворот на новый довольно колоритный мост

 

 и делаем лишнюю 8 километровую петлю. Поселок Язевка оказывается называется по-современному – Караайрык. Показав на шлагбауме наши разрешения, поднимаемся до озера Арасан… с этого места и в дальнейшем до перевала Мраморного «дороги» лучше было бы называть направлениями помесь грунтовок с колеями порой до полуметра и каменистых осыпей. В общем отличные места для покатушек на байках J. Мишаня настолько проникся духом этих мест что оказался просто влюблен в местную красавицу что полез к ней обнимаца

 

На озере обнаруживаем домик лесников и, расположившись на привале, пытаемся на пальцах рассказать, где тут Белуха

 

В итоге Мишаня почти доводит дело до международного скандала, украв границу с Россией

 

Вечером была … о ДА!!! БАНЯ. Хотя насладиться полностью нам не дали, отрубив свет, это все равно был небольшой праздник.

 

Общий пробег за день составил 60 км из которых 52 на байках.

 

День седьмой. Озеро Язовое – перевал Бурхат.

Седьмой день начался с туманного утра

 

и был посвящен попыткам увидеть Белуху. Ребята скатались в ее сторону заодно побывав незаконно на территории Российской Федерации. Мы же оставшиеся в лагере ловили в объективы местное крылатое население.

 

После обеда, наконец, увидев почти открывшуюся от облаков Белуху

 

выдвигаемся на байках вниз в сторону Урыля по дороге заскочив на каскадные водопады (парой километров ниже Язевого озера).

 

Водопады могут на фотографии показаться непримечательными, пока вы не представите их размер, для этого посмотрите в левый верхний угол – две маленьких фигурки это люди J

 

В Урыле заправляемся и, погрузив байки, едем на машинах на поиски поворота на перевал Бурхат. Этот учаток пути был наиболее неопределенным так как ни на картах ни на снимках не было четко понятно где находится поворот на перевал. К тому же со стороны дороги горная гряда выглядела почти вертикальной, без каких либо намеков на наличие перевала. В итоге поворот все же был найден благодаря подсказке проехавших там только что туристов. Не найдя подходящего места для ночевки под перевалом (место было но воды там не было) решаем ехать почти под перевал к обозначенному там озерцу. В темноте не находим поворот к озеру и разбиваем лагерь в первом попавшемся более менее ровном и не продуваемом месте.

 

Общий пробег за день составил 89 км из которых 50 на байках.

 

День восьмой. Озеро Язовое – перевал Бурхат.

Утром открывается вид на ущелье из которого мы поднялись

 

Собравшись и заскочив на озерцо которое не нашли вчера вечером выдвигаемся на байках в направлении озера Маркаколь. Впереди нас ждал небольшой перевал Алатайский. Но по пути к нему было 6 мостов, из которых первый был смыт.

 

Остальные мосты были на месте и проблем не вызвали

 

Мы с Игорем и Мишаней увалили на байках вперед и только позднее узнали что позади проходили «бои за технику» что Серж Делику вывешивал и чуть не опрокинул и прочие страсти.

После обеда перевалив через небольшой перевал Алатайский встречаемся с Астанчанами которые последние три дня провели на Маркаколе, и узнав лучшие места для «отдыха и развечений» добираемся, наконец, до озера Маркаколь.

У костра

 

отдыхаем, ужинаем и любуемся красивейшим озером

 

Общий пробег за день составил 55 км из которых 55 на байках.

 

День девятый. Дневка на озере Маркаколь.

Весь день матрасничаем жрем/пьем, чиним/чистим байки и ровным счетом ничего не делаем. Серж и Света съездили, покатались в сторону заповедника вдоль озера на байках. Вечером естественно все идем в  … баню. Которая оказалась не очень – холодная больно.

 

Общий пробег за день составил 0 км из которых 0 на байках.

 

День десятый. Маркаколь – мараловое хозяйство.

По дороге, которая в дожди превращается в побоище, в связи, с чем приобретает характерный вид «направлений»

 

через три поселка, в одном из которых обнаруживаем вражескую конструкцию на одном из домов

 

добираемся до маралового хозяйства, т.к. маралы «ушли на дальний кордон» (с) особенности… довольствуемся видом оленей каких-то

 

некоторые даже примеряют себе наряды молодых самцов

 

после чего устраивают неприличные вещи в «номерах»

 

Кстати сами номера нам достались за сущие гроши, были очень удобными и главное теплыми и сухими, о чем мы не пожалели увидев что ночью шел пожалуй самый сильный дождь за всю нашу поездку. Желающие закупили себе пантокрина, от Мишани мы его впрочем предусмотрительно спрятали.  Вечером была… да вы уже, наверное, догадались – баня. Причем по высшему разряду с ледяным деревянным бассейном и всеми прочими ништяками.

 

Общий пробег за день составил 65 км из которых 64 на байках.

 

День одиннадцатый. Мараловое хозяйство – Мраморный перевал – дорога к Зайсану.

Этот день был днем нашего прощания с Алтаем.

 

его дорогами

 

и озером Маркаколь

 

Добравшись до перевала Мраморный нам открылся вид на подзабытые уже степи Казахстана и пустыню являющуюся территорией Китая. Не в силах сдержать в себе порыв снять карточку типа «тут был Вася» мы так и поступили

Кстати вот и повод познакомится с участниками – лучше поздно чем никогда (слева направо, сверху вниз)

Мишаня, Серж, Света, Санька, Иришка, Игорь, Антон, Андрей, Канондейл по прозвищу Джекил.

Спустившись в долину, видим следы былого величия на фоне Китая

 

а также разительное отличие в подходе к сельскому хозяйству в Китае и у нас (бурьян в Казахстане, стога сена в Китае – если вы запутались) притом, что земля то одна и та же…

 

Повторив инцидент произошедший пару лет назад с Вороном находим симпатичное место у реки, но остановившись понимаем что до утра живыми не останемся – нас стали буквально поедать комары, запрыгиваем в машины и что есть мочи валим с того места с открытыми окнами пытаясь выдуть всех кровопийц из машин. Наконец по ГПС найдя в темноте наиболее НЕ зеленое место (зеленым на снимках выглядят камыши) устраиваемся на ночевку.

 

Общий пробег за день составил 189 км из которых 42 на байках.

 

День одиннадцатый – Зайсан, день двенадцатый - Жаланашколь, день тринадцатый - Алаколь, день четырнадцатый – Алматы

Эти дни в памяти выглядят сумбурно и я путаюсь что и когда с нами происходило, помню,  были веселые моменты застревания в песках пляжей на Зайсане, едва не перевернулись во время «полицейского разворота» на глинистой дороге после дождя опять же возле Зайсана, 3 часа ночью блуждали по камышам в поисках северного побережья Алаколя, при этом распивали пиво и орали блатные песни и «В лесу родилась елочка», долго материли Сержа за то, что притащил на лужу - Жаланашколь (воняющую тухлыми яйцами), наслаждались солнцем и теплыми водами Алаколя… НО все это было по дороге домой, а Алтай остался позади в наших воспоминаниях и на фотографиях.

 

Через год мы туда вернемся обязательно.



Используются технологии uCoz