Вернуться к началу

Каскеленское ущелье.

Глава из книги Д.Е.Гурикова "Заилийский Алатау", Алма-Ата,1981г.

Фотографии ущелья можно посмотреть здесь.

При посещении этого ущелья ощущается увеличение сухости климата. Это связано с понижением гор, отсутствием ледников и снежных вершин в этом районе и свободным проходом облаков через горы в Киргизию. Надежными индикаторами климата являются растения: в августе на «прилавках» ниже елового пояса трава полностью выгорает. Обилие в пойме реки Каскелен карагача и клена Семенова, отсутствие березы и осины свидетельствуют о сухости предгорий в поясе от 1000 до 1500 м над уровнем моря. Конечно, от этого горы в Каскеленском ущелье становятся менее привлекательными по сравнению с центральной частью Заилийского Алатау. Здесь в предгорьях и на «прилавках» типична среднеазиатская панорама, еще встречающаяся на неполивных землях: сухая трава, выбитая скотом до самого основания, заросли будяков - высокостебельчатых колючих травянистых растений с корявым стеблем, колючими листьями и головками коричневых бутонов, каждое семя которых имеет крючок для прикрепления к животным или идущему человеку. В народе их называют чертополох, будяк, татарник. Среди этого "леса" будяков, высотою до 2-3м. произрастат чахлая трава, на которой пасуться овцы.

Если ехать из г.Алматы через село Каменку в направлении села Чемолган по очень живописной, идущей у самых гор асфальтированной дороге, то через 20 км за мостом через бурную реку Каскелен дорога свернет в горы в Каскеленское ущелье. Отметка этого пересечения дорог — 1000 м над уровнем моря.

Здесь и далее курсивом прим.BigMax: Въезд в ущелье платный. Примерно в 5 километрах от поворота, сразу за селезащитной плотиной находится экологический пост, где и собирают деньги.

Первые 5 км в горы идет асфальтовая дорога (Сейчас асфальтовая дорога проложена вверх по ущелью на 15км до карьера Известковый и описание участка дороги до карьера устарело.). В пойме реки — сады и живописные дачи, по бетонированному лотку течет чистейшая холодная вода. Следующие 3 км грунтовая относительно ровная дорога ведет к пионерлагерю «Электрон». С обеих сторон дороги встречаются сады, но в пойме чаще всего растут карагачи, единичные тополя, изредка видны деревья дикой яблони, абрикоса и клена Семенова.

Далее дорога входит в пояс «прилавков» сложенных лёссовидными суглинками. Подъем очень крутой, дорога неровная, масса выбоин и много пыли. Пройти могут только грузовые или вездеходные автомашины. Вокрут все выгорело, нет ни дерева, ни кустика, сухая трава, куран и будяки. Затем дорога идет по пойме среди валунов диаметром 0,3-1,2м., это результат селя 1921г., когда грязекаменный поток дошел до села Каскелен. В настоящее время дорога очищена от этих валунов, но ней еще очень много камней и ухабов. Автомашину кидает во все стороны, как корабль во время сильного шторма. Скорость движения - не более 5-10 км в час, и до Каскеленского лесничества путь в 18 км автомобиль с трудом преодолевает за 1,5-2 ч. Далее дорога с поймы реки выходит на восточный склон ущелья, пыль усиливается, впереди - небольшой известковый завод. Рядом карьер по добыче известняка, его обжигают в печах, удаляют из него углекислый газ и получают сухую жженую известь. Через 2,5 км дорога упирается в шлагбаум Каскеленского лесничества. Оно небольшое: несколько домиков, лесной питомник на высоте 1650 м над уровнем моря, лесные культуры и лесосеменные участки.

Грунтовая горная дорога вверх по ущелью идет еще на 10 км, такая же неровная, каменистая, с очень крутыми подъемами, но уже менее пыльная, так как проходит не по лёссовидным суглинкам, а по продуктам выветривания гранитов — крупнозернистой дресве и мелкой щебенке. Лесничество и питомник обсажены живописной березовой аллеей. Рядом с домами — пасека.

За лесным кордоном панорама местности меняется. На смену выгоревшей и выбитой скотом полупустыне, в широкой речной долине раскинулись сочные зеленые луга, среди них одиноко стоят плякучие ивы. Такие пойменные луга с ивами несколько напоминают старинный украинский пейзаж. Тем более приятно встретить в наших горах такой уголок природы, ведь обычно в горах Заилийского Алатау реки грохочут в глубоких и крутых ущельях или в обрывистых каньонах. Справа и слева от лесничества раскинулись на склонах гор яблоневые и абрикосовые леса, выше - осина, береза, ель, однообразие которых лесоводы изменили посадками сосны и лиственницы. На сотни гектаров тянутся березовые рощи. Обращает внимание обилие еловых молодняков. На всем Тянь-Шане очень редкий еловый подрост, а в Каскеленском ущелье - густой и многочисленный. Встречаются и еловые молодняки 30-50-летнего возраста. в Чем здесь причина? По-видимому, Каскеленское ущелье более каменистое, почвы мелкие, условия для конкурирующих с елью трав менее благоприятные. Ель же Шренка прекрасно возобновляется и растет именно на мелких каменистых почвах.

В Каскеленском районе строго соблюдаются правила пастьбы скота в лесу. В места, где есть молодняк древесных пород, скот не допускается. Большая заслуга в сбережении лесов и увеличении их площади принадлежит коллективу Алма-Атинского лесхоза, директором которого более 25 лет проработал старейший лесовод республики Василий Иванович Романов. Лесники в тяжелых горных условиях, по очень плохой дороге за 30—40 км доставляли в горы сеянцы древесных пород и посадили лес на сотнях гектаров. Недавно этот лесхоз переименован в «Каскеленский», но добрые традиции остались, и лесники продолжают создавать леса и выращивать сеянцы древесных пород в лесном питомнике Каскеленского ущелья. Долгое время лесоводы не умели выращивать нашу ель в питомнике. Первые познали секреты лесники Алма-Атинского лесхоза. И сейчас на сотнях гектаров шумят посадки леса из знаменитой ели Шренка. Они еще молодые, их высота 1-3 м, но лес уже виден, молодой, зеленый, радующий глаз. В последнее время лесоводы на эти елочки прививают черенки, взятые со взрослых плодоносящих плюсовых и элитных деревьев. Уже видно, как на молодой елочке с короткой хвоей растет более мощный, с толствой хвоей стадийно зрелый еловый привой. Эти привитые молодые деревья через 2-5 дадут еловые шишки. С них легко будет собирать семена и выращивать в питомнике сеянцы ели Шренка.

Так лесоводы, применяя селекцию и элитное семеноводство, повышают производительность лесов.

Достопримечательностью Каскеленского ущелья является громадный камень Юрта, по-казахски Уй-Тас, который находится на самом гребне бокового хребта, выше питомника, юго-восточное дороги. Этот громадный валун состоит из монолитной глыбы серого гранита без единой трещины. Высота камень-юрты — около 5 м, диаметр — 6 м, вес — более 500 т. Вокруг нет ни одного камня.

Впечатление складывается такое, как будто огромный округлой формы камень упал из космоса, а от сильного удара разлетелась во все стороны земля. Камень стоит как бы в яме глубиною 0,5 м в нижней и 1,5 м в верхней части склона.

Конечно, это не космический гость: где-то на вершине горы есть такие серые граниты, и этот громадный камень-юрта, по-видимому принесен древнейшим ледником. Землю же вокруг него могли вырыть люди, которые устраивали свои религиозные обряды вокруг чудо-камня. Нигде на Тянь-Шане такого громадного совершенно округлого без единой трещины камня больше не встретить.

Лесной пояс Каскеленского ущелья отдыхающие посещают редко. Возможно, это и к лучшему - леса Каскеленского ущелья приурочены к заповедным. Для любителей пеших переходов и натуралистов-биологов и лесоводов посещение Каскеленского ущелья вполне оправдано: чистейшая горная река, густые еловые молодняки, лесные селекционные участки и прекрасный пейзаж лесного пояса, а непривлекательные предгорья и «прилавки» дадут представление о сухом климате н невзрачной растительности западной части Заилийского Алатау. За Каскелевсквм ущельем Заилийский Алатау продолжается на запад еще на сотню километров, но горы становятся, ниже, а климат суше. Нет ни лесов, ни вечных снегов, ни ледников. Типичный полупустынный ландшафт предгорий и лугово-степной в горах. Есть в них своеобразная красота, характерная для засушливых районов Средней Азии и юга Казахстана. Однако алмаатинцы, привыкшие к лесам и ледникам наиболее высокой и красивой центральной части Заилийского Алатау, западную часть хребта посещают редко и наблюдают горы в большинстве случаев из окна автомобилей при поездке в город Бишкек.

Используются технологии uCoz